VR — это способ погрузиться в другой мир, оставаясь в нашей реальности. Все дело в специальных очках и наушниках, которые проецируют цифровую картинку и звуки на то пространство, в котором находится пользователь. Сейчас эту технологию широко используют в медицине, архитектуре, обучении и искусстве. В 2019 году в Третьяковской галерее можно было побывать в мастерских Натальи Гончаровой и Казимира Малевича и даже нарисовать свою картину, используя макеты полотен художников. Но что же происходит с VR в театре? Удалось ли этой иммерсивной технологии внедриться в перформативные искусства?
VR в театре не так давно. В 1993 году в США видео- и гейм-дизайнер Бренда Лоурел выпустила проект «Placeholder». Проект стал первой попыткой познакомить человечество с технологией, которая позволяет взаимодействовать с пространством, не покидая своего местоположения.
После этого c VR начали экспериментировать во всех сферах искусства, в том числе и в театре. Тем не менее сегодня VR-спектаклей не так много, и их география ограничивается Европой (включая Россию) и США.
Для теоретиков театра внедрение VR-технологий — поле для рассуждений о новых концепциях взаимодействия актера и зрителя, новых формах сценографии и выстраивания мизансцен. Какие театральные системы работают в VR-театре, разбираемся на примере российских спектаклей.
VR на русской сцене
«Клетка с попугаями» (реж. М. Диденко)
«Клетка с попугаями» — это первая иммерсивная VR-постановка в России. Восьмиминутный спектакль драматурга «Гоголь-центра» Валерия Печейкина и режиссера Максима Диденко стал доступен широкому зрителю в 2017 году.
На сценарий Печейкина вдохновила запланированная на 2024 год экспедиция компаний Илона Маска SpaceX и Tesla. По сюжету главный герой-космонавт, который вот-вот отправится на Марс, однако перед этим ему нужно пройти испытание — уделить внимание попугаям в клетке, когда они его потребуют. За тем, как герой взаимодействовал с клеткой, наблюдал человек в белом халате (актер Риналь Мухаметов).
Чтобы погрузить зрителя в пространство эксперимента, куда попадает главный герой, все действия происходили на площади у Moscow City, где установили зеркальный куб. Изначально пространство в VR-очках ничем не отличалось от настоящей площади Сити, однако вскоре по виртуальному небу на зрителя стала надвигаться большая красная планета Марс.
Эта, казалось бы, короткая постановка подразумевала полное включение зрителя: одновременно находиться в фантастической альтернативной реальности Печейкина и Диденко могли только два человека. Очки альтернативной реальности позволяли каждому стать главными героем фильма, то есть тем космонавтом, на чью долю выпало испытание «Клетки с попугаями». Максим Диденко считает, что эта постановка позволила сохранить камерность театра, но разрушила все возможные стены, установленные между актером и зрителем.
«В поисках автора» (реж. Д.Чащин)
Следующей VR-постановкой в России стал спектакль Тюменского драматического театра «В поисках автора». Сюжет проекта был основан на современной повседневности в диджитал-пространстве. Все участники спектакля будто искали ответ на вопрос: зачем человечеству писать отчеты о своей жизни в социальных сетях и ждать заветных лайков и комментариев? Неужели каждому настолько важно быть замеченным?
Спектакль был полностью переведен в диджитал-формат: традиционные программки спектаклей можно было посмотреть через метки в приложении, которое разработали специально для выпуска нового проекта. Как и в «Клетке с попугаями» зритель становился участником действия. Спектакль был рассчитан на 30 зрителей, что снова напоминает о камерности альтернативной реальности.
Интересно, что это «В поисках автора» можно было посмотреть и в классическом варианте: когда зрители снимали очки виртуальной реальности, на сцене разворачивалось обычное действие, в котором герои искали своих авторов. Но обычный взгляд на вещи резко изменялся, когда в дело вступали VR-технологии: в тот момент зрителям становилось непонятно, кто же такие люди на сцене — актер, которые просто играют свои роли, или ожившие персонажи? Решение было только за зрителями, ведь это они сидели на стульях с надписью «Автор».
Кстати, этот спектакль получил награду театрального фестиваля «Живые лица» в номинации «Новые приемы в драматургии», а руководитель проекта Виктория Заворотчева сказала, что новый формат позволяет не только сломать четвертую стену, но и залезть в голову к зрителю.
«Я убил царя» (реж. М.Патласов)
Самый новый VR-спектакль, который еще можно будет увидеть на сцене — это мультимедийная постановка «Я убил царя» в Театре Наций от режиссера Михаила Патласова.
Спектакль рассчитан на погружение зрителя в историю России, а именно в 1918 год, когда была убита царская семья. Постановка во многом документальная, так как при подготовке к спектаклю команда Театра Наций изучила данные, которые проверили в Государственном Архиве Российской Федерации. Это позволяет не только перенести зрителя в прошлое, но и полностью погрузить его в те страшные события XX века, сделать его соучастником и позволить своими глазами увидеть историю столетней давности.
В начале спектакля зрители не заходят в зал и не видят театральной сцены — все, что они встречают на пути к спектаклю — это стулья в тоннеле, расставленные вокруг столба-постамента. На стенах вокруг — видеофрагменты, на которых загримированные актеры разыгрывают диалоги, реально происходившие между всеми людьми, причастными к событиям того времени.
Конечно, применение VR-технологий в этом спектакле не останавливается только на демонстрации видео, переписок, телеграмм и дневников династии Романовых. Периодически в тоннеле, или колодце (интерпретация Евгения Миронова, который играет Николая II), где сидят зрители, появляются персонажи спектакля — Романовы. Они приходят всегда неожиданно. И чтобы понять, зачем, зрителю необходимо перевести фокус внимания на героев, повернуться на стуле и посмотреть туда, где происходит действие.
«Я убил царя» интересен еще и тем, что не обязательно смотреть все в хронологическом порядке — он сам решает, какой фрагмент записи включить. Самый иммерсивный момент спектакля — это расстрел царской семьи, когда зрители в буквальном смысле находятся между Романовыми и теми, кто исполняет приказ. Однако среди членов семьи нет самого царя, потому что на месте Николая II оказывается сам зритель, который вскоре слышит звуки выстрела.
Споры о VR в театре
VR-технологии нашли себе место на современной российской сцене. Однако очки альтернативной реальности вызывают много споров: некоторые считают, что такой формат не подходит театральному действу, так как техника отделяет зрителя от актера и не позволяют создать ту атмосферу, которую требуют театральные системы всех теоретиков этого искусства: от Константина Станиславского до Анатолия Васильева.
Тем не менее современные практики рассчитывают на иммерсивность и полное включение людей, сидящих в зале. Картина 360 градусов не фиксирует внимание зрителя, как это происходит в классическом театре, а позволяет ему самому «монтировать» предложенную реальность. Это конструирует новую модель поведения зрителя, устанавливая более тесную связь между ним и повествованием и освобождая от привычного театрального формата. Можно сказать, что ломается четвертая стена.
Также с помощью VR создатели спектаклей могут не ограничиваться пространством театральной сцены, а задействовать все, что попадает в поле зрения режиссера. Наконец, VR-постановки доказывают, что театр идет в ногу со временем и готов использовать близкие современному зрителю технологии.