Методика заключается в том, что во всей совокупности текстов учебного пособия выявляются статистические закономерности. Например, представлены ли разные жанры и стили речи, есть ли дифференциация по уровням сложности и насколько велик объем словарного состава. Такая оценка по формальным параметрам поможет разработчикам цифровых учебников соотнести содержание заданий с приоритетами современного образования и запросами школьников и учителей.
Авторы исследования отмечают, что сложность текстов Яндекс.Учебника соответствует рекомендациям для школьного возраста, а объем словарного состава превосходит средний объем традиционного учебника. Причем к четвертому классу наращение словарного запаса не замедляется — школьнику предлагается более 7 тысяч слов, тогда как в традиционных учебниках — около 5 тысяч.
Есть отличия и в тематическом составе: тексты Яндекс.Учебника ближе к текстам современного русского языка как для взрослых, так и для детей. К примеру, более широко представлены современные профессии и реалии городской жизни (на это указывает частотность слов «вокзал», «аэропорт»).
При этом нет характерного для традиционных учебников смещения в сторону природной тематики. Дискуссия о том, стоит ли сохранять в школьных учебниках традиционное изобилие «березок» и лесов-полей, идет в педагогическом сообществе прямо сейчас и принимает довольно острые формы.
Зато в цифровом Яндекс.Учебнике больше бабушек-дедушек и прочих старших родственников.
Еще одна особенность цифрового учебника — преобладание среди текстов «хитов» детской литературы и широкий диапазон жанров. Так, например, для отработки навыков предлагаются не только тексты русских классиков, но и рецепты, дневниковые записи, анонсы и даже технические инструкции.
Источник: Специалисты Института Пушкина разработали методику оценки цифровых учебников