Assassin’s Creed — серия stealth-игр от Ubisoft. Её сюжет построен вокруг многовековой борьбы двух тайных организаций: ассасинов и тамплиеров. Первая часть вышла в 2007 году и вызвала большой интерес у критиков и геймеров.
Разработчики Ubisoft, используя исторические декорации и вдохновляясь образами реально существовавшей религиозной группы исмаилитов-низаритов, создали столь привлекательный мир ассасинов. Однако их прототип сильно отличается от игровой версии. Мы рассмотрим, как в игровой вселенной Assassin’s Creed получилось адаптировать исторических исмаилитов и почему именно так.
Кто такие исмаилиты-низариты
Легенды о таинственных ассасинах восходят к одному из исламских религиозных течений. В VIII веке среди мусульман-шиитов образовалась группа исмаилитов, которая в последующие триста лет продолжала дробиться, пока от неё не отделились низариты. Они и стали прототипами героев игры.
В XI веке низариты создали независимое государство в Персии и смогли захватить ряд территорий современной Сирии.
Рисунок 1. Разрушение столицы исмаилитов Аламут в конце XIII века. Персидская миниатюра, ок. 1596 г. Источник: Wikimedia Commons
Будучи немногочисленными по сравнению со своими противниками, например, турками-сельджуками, низариты в качестве метода политической борьбы использовали индивидуальный террор. Их «боевое крыло» было известно под названием саббахитов, федаев или хашишийа (последнее и трансформировалось в «ассасины»).
Мифы о низаритах-ассасинах
В Средние века крестоносцы и путешественники рассказывали о живущих на Ближнем Востоке невероятно ловких убийцах, способных скрыться от кого угодно. Особый упор в этих историях делался на фанатичности бойцов и их абсолютной преданности своему духовному лидеру, «Горному Старцу» Хасану ибн ас-Саббаху.
Рисунок 2. Пример сцены из игры Assasin’s Creed
Наиболее распространённый миф связан с тем, что ассасины употребляли гашиш, который использовался для разных целей. Например, для духовных практик вроде посмертного переживания, где они видели рай, или для усиления бесстрашия перед выполнением задания. Однако историки считают, что употребление подобных веществ в секте едва ли было допустимым. Например, востоковед Сергей Французов пишет, что свидетельство об этом есть только в записках Марко Поло, созданных много лет спустя после падения низаритского государства [1].
Что касается политических убийств на Ближнем Востоке, то они действительно происходили. Так, в книге Л. В. Строевой подсчитано, что за 1092 по 1162 гг. 75 государственных и религиозных деятелей стали жертвами ассасинов [2].
Игровая репрезентация
Разработчики первой игра Assassin’s Creed, вышедшей в 2007 году, смешали популярные мифы об ассасинах с реальными историческими событиями и локациями. В игре упоминается Горный Старец, действуют персонажи вроде полководца, участника Крестовых походов Робера де Сабле или главного противника крестоносцев султана Салах ад-Дина.
Рисунок 3. Пример сцены из игры Assasin’s Creed
При этом сюжет игры разворачивается вокруг фантастической истории о борьбе двух древних Орденов — Ассасинов и Тамплиеров — за мировое господство.
Образ игрового низарита лишь частично совпадает с историческим прототипом. Идеологию и кредо ассасинов сценаристы придумали с нуля. Исключением можно считать их девиз «Ничто не истинно, всё дозволено», якобы произнесённую Саббахом, исторических доказательств чему, правда, нет [3]. Большой вопрос вызывает и религиозная принадлежность членов ордена в игре, которая не похожа на ислам. В лоре, то есть в истории Вселенной, Assassin’s Creed орден ассасинов является интернациональной структурой, идеология которой не имеет ничего общего с традиционными религиями.
Такое решение разработчиков понятно. Они и сами признавали, что не стремились к полной исторической достоверности, а желали разработать увлекательную игру.
Рисунок 4. Оружие персонажа игры Assasin’s Creed
Одна из ключевых механик игры — стелс-элементы, позволяющие проходить её по большей части незаметно. Например, можно ликвидировать противника при помощи скрытого клинка. Документальных свидетельств существования такого оружия не найдено, но в мире Assassin’s Creed оно выглядит весьма правдоподобно, поскольку прекрасно подходит для незаметного убийцы, который действовал неожиданно и стремительно. Неудивительно, что клинок стал неотъемлемой частью арсенала главного героя игры Альтаира.
В распоряжении героя есть также кинжал и меч, чтобы сражаться с толпой противников. Их внешний вид примерно соответствует средневековым аналогам. Причем кинжал у исторического низарита, скорее всего, был основным инструментом «работы».
Некоторые решения в игре вряд ли соответствуют историческим реалиям. Например, белый плащ Альтаира позволяет ему скрыться среди монахов в похожих одеяниях, но вот в остальных случаях подобный наряд скорее демаскирует его. Такое решение вызвано, вероятно, желанием разработчиков показать индивидуальность героя, хотя реальный ассасин скорее всего внешне не отличался бы от простых жителей.
Ассасины в игре отличаются не только своими смертоносными умениями и ловкостью, но и презрением к смерти. Например, они могут совершить «прыжок веры», приземлившись с любой высоты на стог сена, а потом быстро исчезнуть в толпе. Эта красивая, но фантастическая способность демонстрирует бесстрашие ассасинов. В её основе лежит миф о фанатичности низаритов.
Конечно, для компании Ubisoft приоритетом была не дословная реконструкция исторических событий, а интересный геймплей, который увлёк бы игрока. Ассасины в игре мало имеют общего с реальными низаритами, но их адаптация получилась довольно захватывающей, что и позволяет серии Assassin’s Creed оставаться популярной и по сей день.
Источники
- Французов С. А. Легенда об ассассинах и историческая реальность [Электронный ресурс] // Звезда. 2008. №11. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2008/11/legenda-ob-assassinah-i-istoricheskaya-realnost.html (дата обращения: 04.04.2024).
- Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI–XIII вв. [Электронный ресурс]. М.: Наука, 1978. 274 с. URL: https://www.klex.ru/1950 (дата обращения: 04.04.2024).
- Душенко К. В. Все позволено [Электронный ресурс] // Литературоведческий журнал. 2018. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vse-pozvoleno (дата обращения: 05.04.2024).