Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

Что изучает история памяти?

Изучением того, как в обществе происходит становление, передача и закрепление знаний о прошлом, занимается история памяти [3]. Это исследовательское направление выявляет, каким значением и смыслом настоящее наделяет события прошлого. Оно наследует идеи французской школы «Анналов», анализируя не факты и даты, а восприятие и образы событий прошлого, бытовавшие у людей. Истории памяти посвящены труды многих зарубежных и отечественных учёных, например, Жака Ле Гоффа, Яна и Алейды Ассман, Поля Рикёра, Лорины Петровны Репиной.

Многообразие картин прошлого

Алейда Ассман подчёркивает, что одной «истории» нет, так как она распадается на множество жизненных опытов, отличных друг от друга. Представления о прошлом субъективны. Они изменяются под внешним влиянием — впитывают ценности и настроение социального окружения.

Восприятие прошлого во многом зависит от идеалов, целей и переживаний конкретного поколения. Со сменой поколений трансформируется и понимание исторического прошлого. Общая память о прошлом складывается, когда человек или группа людей делится личными воспоминаниями с кем-либо. Так происходит передача опыта, внедрение его в систему представлений другого. Грань между рассказчиком и аудиторией, в более широком контексте — между поколениями, понемногу стирается [1].

Монологи «детей войны» в AR-формате

Цифровые технологии помогают делиться воспоминаниями о прошлом, распространять их на большой круг лиц. Рассказы об историческом опыте всё чаще дополняются не только привычными иллюстрациями, но и элементами виртуальной реальности.

Примером этого является немецкий проект 2018 года War Children: Using AR in a Documentary Context. Его цель — при помощи технологий дополненной реальности передать воспоминания людей о собственном детстве во время Второй мировой войны. Представление индивидуального опыта прошлого таким образом, по мнению авторов проекта, делает воспоминания более доступными, понятными и запоминающимися для окружающих, в особенности для «цифрового поколения» (на англ. — digital native), т. е. для людей, привыкших потреблять информацию через цифровые ресурсы [8].

Мобильное приложение, разработанное для iOS-устройств, знакомило пользователей с личными историями трёх женщин из разных стран — России, Великобритании, Германии. Пользователи могли не только слышать, но и видеть рассказчицу, словно она сидит перед ними. Контент, дополненный различными визуальными элементами (искрами, снегом, дымом, самолётами), был привязан к среде пользователя. Повествование также дополнялось архивными фото- и видеоматериалами. Например, пользователь видел суровые зимние пейзажи в СССР или бомбардировку Лондона, что усиливало восприятие.

Встраивание записи очевидца в реальную среду в проекте War Children [8]

Во время записи интервью особое внимание уделялось комфорту рассказчиков в связи с их преклонным возрастом. Съёмка производилась в ближайших студиях с использованием технологии «зелёного экрана». Авторы проекта использовали две камеры Sony FS7: одну для записи в положении сидя, другую — стоя, а также камеру Kinect 2 для съёмки глубинного изображения [8].

Память о Холокосте в виртуальной реальности

Одна из постоянных экспозиций Иллинойского музея Холокоста (США) The Journey Back использует технологии виртуальной реальности (VR) для представления воспоминаний об этой трагедии [6]. Зрители проходят путь вместе с рассказчиком. В его историю сильнее погружают иммерсивная съёмка, объёмный звук, демонстрация архивных материалов и реконструированных мест трагедий. Понять масштабы лагерей позволяют панорамное сканирование окружающей среды и видеозаписи местности с большой высоты.

The Journey Back

Экспозиция активно пополняется историями переживших Холокост. Don’t forget me — так называется одна из историй. В этом VR-фильме бывший узник Освенцима Джордж Брент рассказывает о своём счастливом детстве и о том, с чем пришлось столкнуться его семье, когда они были депортированы в лагерь смерти [7].

Герой VR-фильма Джордж Брент на фоне бараков Освенцима. Источник: Illinois Holocaust Museum & Education Center

В ноябре 2021 посетителям был представлен фильм A Promise Kept, повествующий о жизненном пути Фрици Фрицхаль. В декабре 2023 года состоялась премьера VR-истории Walk to Westerbork. Её героиня — Роди Гласс вспоминает о том, как оказалась в концентрационном лагере Вестерборк в Нидерландах. Некоторые из этих фильмов были показаны в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

В Иллинойском музее действует голографический театр, где посетителей встречают рассказчики, представленные в виде голограмм. Благодаря технологии распознавания голоса, они могут вести диалог с аудиторией, создавая эффект живого общения.

Выжившая узница Освенцима Фрици Фрицхаль на фоне своей голограммы. Источник: Illinois Holocaust Museum & Education Center

Для чего памяти нужны технологии?

Концепция культурной памяти, разработанная Алейдой Ассман, подчёркивает, что память существует на двух уровнях: активном (используемом для интерпретации настоящего) и пассивном (хранящемся в архиве) [2]. Личные воспоминания переводятся из разряда пассивной памяти в активное пространство, где зритель становится участником диалога с прошлым. 

AR- и VR-технологии не только помогают оживить воспоминания об исторических событиях, но и создают эмоциональную связь между поколениями. Так формируются общие символы памяти, основанные на визуальных образах.

Воспоминания — мост между поколениями. Цифровые технологии «оживляют» прошлое и открывают новый способ переживания истории. Это не только взгляд назад, но и шаг вперёд в осмыслении памяти через технологии.

Источники

  1. Ассман А. Забвение истории — одержимость историей. М. : НЛО, 2019. 540 с.
  2. Ассман А. Культурная память и западная цивилизация: функции памяти в современной культуре / пер. с англ. А. А. Пигалева. М.: Языки славянской культуры, 2014. 408 с.
  3. Репина Л. П. Историческая культура как предмет исследования // История и память: историческая культура в Европе до начала Нового времени / отв. ред. Л. П. Репина. М. : Кругъ, 2006. С. 5–55.
  4. Interactive Holograms: Survivor Stories Experience [Электронный ресурс] // Illinois Holocaust Museum & Education Center. URL: https://www.ilholocaustmuseum.org/exhibitions/survivor-stories-experience/ (дата обращения 18.12.2024).
  5. Kriegskinder — War Children [Электронный ресурс] // MIREVI. 2018. URL: https://mirevi.de/blog/kriegskinder-war-children/ (дата обращения 18.12.2024).
  6. The Journey Back: A VR Experience [Электронный ресурс] // Illinois Holocaust Museum & Education Center. URL: https://www.ilholocaustmuseum.org/exhibitions/the-journey-back-a-vr-experience/ (дата обращения 18.12.2024).
  7. Virtual Reality Film Experience: Don’t Forget Me [Электронный ресурс] // Illinois Holocaust Museum & Education Center. URL: https://www.ilholocaustmuseum.org/exhibitions/dont-forget-me/ (дата обращения 18.12.2024).
  8. Zimmer C. et al. War children: Using ar in a documentary context // 2018 IEEE International Symposium on Mixed and Augmented Reality Adjunct (ISMAR-Adjunct). IEEE, 2018. Pp. 390–394.