Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Настя Малафеева

Зачем в средневековых университетах все записывали

История университетов является одним из магистральных направлений в современной медиевистике. Во многом это связано с тем, что университет – это корпорация, представители которой пользовались определенными правами и свободами в средневековом городе, что нуждалось в дополнительном контроле с помощью документов. Университетская администрация стремилась зафиксировать состав и происхождение (географическое, социальное) «школяров» и преподавателей в специальных регистрах. Отдельно в университетских статутах записывались правовые нормы, действовавшие на территории того или иного университета. Не чуждо средневековым европейским университетам было и явление «академической мобильности»: студенты могли перемещаться на значительные расстояния в надежде послушать того или иного преподавателя, чтобы улучшить свои знания. Все это так или иначе находило отражение в исторических источниках, сохранность которых по современным меркам можно назвать значительной. Их изучают с помощью методов просопографии. Мы уже рассказывали об этих методах на примере Японии, Древней Руси и Древнего Рима.

Справка: что такое просопография?

Просопография — историческая дисциплина, в рамках которой изучают коллективные биографии и данные о конкретных исторических личностях, позволяющая составить «обобщенный социальный портрет» той или иной группы лиц [1]. Понятие «просопографической базы данных» появилось в середине XX в. и продолжает активно развиваться сегодня. Однако тогда доступность этих баз, их полнота, а также удобство работы с ними были ограничены уровнем развития технологий.

О проекте Repertorium Academicum Germanicum (RAG)

Одним из примеров применения методов просопографии по отношению к университетским сообществам средневековой Европы является база данных Repertorium Academicum Germanicum (RAG, не путать с Retrieval Augmented Generation), совместный проект Баварской академии наук (2001–2019) и Швейцарской академии гуманитарных и социальных наук (2008 – н. в.).

Начало этому проекту положили исследования социального состава средневековых немецких университетов, которые в 1999 году проводили  Питер Морав (Германия) и Райнер Швингес (Швейцария). Пополнение и поддержка базы данных продолжаются и сегодня.

Как выглядит база данных преподавателей и выпускников средневековых немецких университетов

По состоянию на начало 2025 года в Repertorium Academicum Germanicum (RAG) представлены данные около 62 тыс. ученых и выпускников университетов, находившихся на территории Священной Римской империи за 1250–1550 гг. (после запуска проекта хронологические рамки были расширены, и в состав базы данных вошли сведения об отдельных деятелях XVII столетия). Составители стремились показать также особенности миграции ученых в Средние века (в университеты Франции, Италии, Польши и других государств). Интерфейс представлен на немецком языке (англоязычная версия работает лишь частично).

 В базе данных можно найти сведения о: 

  • студентах высших факультетов: юридического, теологического и медицинского — с докторской степенью и без нее (ученые, юристы, врачи);
  • магистрах или лиценциатах (средневековая ученая степень) в области искусств;
  • благородных гостях университета независимо от докторской степени.

Данные о студентах, не окончивших факультет искусств, а также приезжих «школярах», не окончивших университет, не вошли в состав базы данных.

Пример стандартной записи Repertorium Academicum Germanicum (RAG). Источник: RAG

Каждая запись содержит сведения о датах рождения и смерти, о географическом и социальном происхождении, о времени обучения и получении ученой степени, о деятельности после окончания университета, о специальности (медицина, право, теология, свободные искусства), о перемещениях между университетами.  

Для каждой записи также указаны источники, в том числе архивные, в следующем виде: Liber receptorum Erfurt, fol. 61v.

Что можно узнать из базы Repertorium Academicum Germanicum 

Интерфейс базы данных позволяет не только отфильтровать записи по отдельным полям, но и представить данные в виде графиков и карт (использование последних достигается, благодаря использованию инструментов ГИС).

Куда уезжали учиться дворяне-протестанты?

Так, можно создать карту, которая покажет, откуда между 1527 и 1609 годом в университет Марбурга прибывали представители знатных семейств.  Данные за этот период представлены наиболее полно, а основанный в 1527 году Марбургский университет являлся одним из первых университетских центров Реформации в Германии. Если открыть список представителей знати в этом учебном заведении, мы увидим, что большинство прибывало из других протестантских княжеств. Особенно сильной тенденция стала в середине XVI в., когда протестанты не имели возможности занимать высокие должности в виду своего вероисповедания.

География происхождения представителей знатных семейств в университете Марбурга за 1527–1609 годы. Источник: RAG

Можно посмотреть отображение данных на карте. Поскольку все известные перемещения каждой персоналии внесены в базу, карта отражает события из жизни средневековых ученых и студентов. 

При наведении на точку можно увидеть дату перемещения, назначения или получения ученой степени, а также на должность, сферу деятельности персоналии в этом месте. «Плотность» жизненных событий показана размером точки. 

Путь одного средневекового студента

Рассмотрим карту жизненного пути доктора права Мельхиора фон Солдау Томаэ. Наибольший размер имеет точка, обозначающая Болонский университет, где он проходил обучение в области права, а в 1440 году получил степень лиценциата права. Известно, что не позднее 1445 году он получил степень доктора права, поскольку в этом году он упоминается уже как доктор канонического. Однако сведений о том, в каком университете была получена степень в Prussia Scholastica (справочное издание о выпускниках немецких университетов Средневековья 1895 г.), не приводится.

Отображение перемещений доктора права Мельхиора фон Солдау Томаэ между 1426 и 1455 годами. Источник: RAG

Картографическую визуализацию можно существенно расширить благодаря заранее предлагаемым «сценариям» отображения. Например, можно вывести карты университетских пространств различных средневековых государств и исторических областей на территории Германии. Для «сценариев», то есть весьма крупных сортировок данных, доступно также отображение в диаграммах (по количеству преподавательского состава, коммуникациям между университетами, соотношениям различных социальных категорий и т. д.)

Среди «сценариев» есть несколько возможностей для построения сетевых моделей. Но такие инструменты доступны не для всех персоналий из базы данных, а лишь для тех, для которых сохранилась точно атрибутированная переписка. Пример такой сети можно увидеть на иллюстрации ниже.

Сеть коммуникации Гилберта Кузена (1506–1572) и Жана Маталя (1517–1597). Источник: RAG

Какие исследования проводят на материалах Repertorium Academicum Germanicum 

Только за последние пять лет на материалах базы данных Repertorium Academicum Germanicum (RAG) было опубликовано более 20 исследовательских работ (включая статьи, главы в коллективных монографиях и т. д.). Как правило, они посвящены частным аспектам, которые исследуются на материалах базы данных в рамках определенного периода, региона или социальной группы.

Составители RAG регулярно выпускают коллективные монографии с исследованиями на основе данных и статьи о развитии проекта (например, коллективную монографию по материалам проекта [2]). 

База данных Repertorium Academicum Germanicum — это полезный инструмент для исследователей университетского пространства Европы в целом и Священной Римской империи, в частности в эпоху позднего Средневековья. База данных удобна для использования и содержит основные инструменты для проведения просопографических исследований (в том числе в динамике). Она представляет интерес не только для историков-медиевистов, но и для культурологов, филологов-германистов и представителей иных гуманитарных специальностей.

Источники

  1. Юмашева Ю. Ю. Просопография: к вопросу о периодизации применения метода в исторических исследованиях [Электронный источник] // Историческая информатика. 2022. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prosopografiya-k-voprosu-o-periodizatsii-primeneniya-metoda-v-istoricheskih-issledovaniyah (дата обращения: 16.01.2025).
  2. Gubler K., Hesse Ch., Schwinges Rainer C. (Hrsg.). Person und Wissen. Bilanz und Perspektiven [Электронное издание]. RAG Forsch. 4. Zürich, 2022. URL: https://vdf.ch/person-und-wissen-e-book.html (дата обращения 13.02.2025).