Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Александра Комарова

В прошлой статье о Sketch Engine мы при помощи инструментов «Word Sketch Difference», «Word Sketch» и «Concordance» показали, как человек Маяковского после Революции хоть и стал активным деятелем, но перестал быть личностью. Он стал представителем так называемого массового человека. Это порождение Революции страшило Маяковского: не этого он ожидал от режима, который придет на смену царизму. Романтика Революции испарилась.

Теперь узнаем, что же говорит поэт о Советском государстве и России в целом.

В стране Советов

Обратимся снова к Word Sketch Difference. Выберем режим «Lemma», который поможет нам сравнить контексты двух разных слов (есть еще режим «Word forms», который бы позволил нам сделать сравнительный анализ разных словоформ одной и той же леммы). Посмотрим на слова «Россия» и «Совет» (в этом режиме сравниваются начальные формы слов, поэтому «Совет», а не «Советы»). Самой содержательной колонкой у нас оказалась «gen_modifies» (слова, вместе с которыми Россия или Совет употребляются в родительном падеже (генитиве)), ее и возьмем за основу нашего анализа.

Со словом «Совет» связаны «союз», «федерация», «свобода», «страна», «съезд», «власть», это очень конкретные вещи. А вот «Россия» встречается в более абстрактных контекстах. Чтобы их конкретизировать, воспользуемся инструментом Concordance, нажав на три точки справа.

Расширенные контексты для «России» таковы: «сердце России», «снега России», «столпы России (императорской)» и «Встал от сна России труп ― ожила громада, дым дымит с фабричных труб, все творим, что надо». Последнее предложение снова отсылает нас к стране Советов, как к раю всех трудящихся, где нет эксплуатации человека человеком.

«Совет» более обезличен и соседствует с довольно формальными терминами, в то время как «России» соответствуют более одухотворенные, глубокие по смыслу и многозначные зависимые слова.

Мир и человек Маяковского

Воспользуемся еще одним инструментом Sketch Engine под названием «Thesaurus». Его принцип работы основан на теории о распределительной семантике, что слова из схожего контекста имеют схожее значение. Чтобы найти синонимы к слову, «Thesaurus» сравнивает скетчи всех слов той же части речи и оценивает, какие из них встречаются в наибольшем количестве одинаковых словосочетаний в корпусе.

Качество полученного результата напрямую зависит от объема корпуса: Sketch Engine не рекомендует создавать словарь синонимов для корпусов, содержащих менее 100 000 слов. В нашем корпусе 133 тыс. слов, но чтобы интерпретировать результат, надо поломать голову, что уж говорить о менее объемных. Вот, например, для леммы «Человек», к которой мы уже не раз обращались, наиболее близкими синонимами Sketch Engine определил слова «Товарищ», «День», «Год», «Глаз» и «Слово», а для леммы «Страна», казалось бы, синонимичной уже вводившимся ранее «Совету» и «России», самыми близкими контекстными синонимами оказались «Товарищ», «Человек», «Земля» и «Небо».

Вот какие визуализации можно получить с помощью Sketch Engine:

Sketch Engine производит лишь поверхностный анализ предложенного текста по совместной встречаемости слов, но не может вникнуть в его смысл, подобно человеку. Программа всего лишь «набрасывает скетчи«.Тем не менее, исходя только из этих результатов, можно сделать вывод, что и «Страна», и «Человек» в поэзии Маяковского тесно связаны: не зря у них есть общие синонимы, а синонимы леммы «Страна» вообще отсылают нас к «Человеку».

Также образы страны и человека довольно материальны, связаны с чем-то обыденным, земным, явно осязаемым. У современников Маяковского — Есенина или Блока, например, большое количество метафор, символов, относящихся как к образу человека, так и к образу России. Маяковскому же больше присуща конкретика, что обусловлено принципами футуризма: больше ясности и четкости. Он хотел, чтобы «меня понимали, и чтобы я вас понимал».

Революция и разочарование

Но вносить ясность в образ — одно, а восхищаться им и петь ему дифирамбы — совсем другое. В рамках нашего исследования необходимо рассмотреть образ Революции в поэзии Маяковского, ведь согласно одной из точек зрения на его творчество, он поэт Революции, поэт нового строя, который заложил основы пролетарской поэзии, бесконечно прославляя и возвышая над всем миром образ простого рабочего (впрочем, мы уже заметили, что это не совсем так).

Воспользуемся уже известным нам инструментом «Concordance» и увидим, что «Революция» у Маяковского не простой «рабочий подвиг», хотя такая характеристика ей тоже присуща. Революция у поэта живая: чего-то требует, зовет, идет по стране, она «всегда молода и готова», ей хочется дать «такие же названия, как любимым в первый день дают».

Получается, что восторженные возгласы у Маяковского вызывают исключительно две вещи: это человек во всем его великолепии и при всех его бесконечных возможностях — и Революция. Но то, что случилось после 1917 года, окончательно убивает личность в первом.

Мещанство и бюрократизм, которым обернулись революционные перемены, делают из него представителя типа массового человека. На смену восторженности и предвкушению перемен приходит разочарование, и тон автора, авторская позиция меняются.

Терновый венец Революции

Действительно, в творчестве Маяковского тема Революции и нового строя занимает не последнее место: он уделяет ей достаточно много внимания, что подтверждают самые частотные и ключевые слова и n-граммы корпуса. Выявить их опять же помог нам Sketch Engine.

Инструмент «Wordlist» предлагает пользователю список слов, которые чаще всего встречаются в корпусе. В нашем случае для подкорпуса «До» это слова, которые чаще всего встречаются в философской лирике («Сердце», «Душа», «Человек», «Небо»). В подкорпусе «После» наряду с «Человеком» уже встречаются такие слова, как «Товарищ», «Рабочий», появляется даже образ «Ленина», что свидетельствует о явной острой социальной направленности стиха и близости к традициям гражданской лирики:

Основные n-граммы корпуса выделяет инструмент, который так и называется «N-Grams» (о том, что такое n-граммы, читайте в нашем материале). С его помощью можно определить частоту словосочетаний с заданным количеством слов (длина n-граммы, то есть то самое n).

Пусть длина наших n-грамм будет равна трем. В таком случае, самым частым сочетанием слов будет «рабочих и крестьян». Вечный союз, который и был движущей силой Революции. Вполне логично, что именно он чаще всего фигурирует в поэзии Маяковского.

Следом будут идти сочетания из стихотворения «Прочь руки от Китая!»: то «руки от Китая», то «Прочь руки от», то «Прочь руки от Китая». Затем — знаменитые строки «Пусть меня научат» из детского стихотворения «Кем быть?». Последние две n-граммы в этом списке благодаря лексическим повторам, которые часто употреблял Маяковский.

Ключевые слова поэзии Маяковского

Последний, еще не рассмотренный нами инструмент, — «Keywords», который извлекает из корпуса ключевые слова. Под ключевыми подразумеваются слова, характерные для одного корпуса по сравнению с другим.

Чтобы понять, как Sketch Engine выделяет ключевые слова, придется немножко погрузиться в математику. Коэффициент «ключевости» каждого слова рассчитывается по такой формуле:

A — фокусный (focus) корпус, в котором выделяются ключевые слова, B — референсный (reference) корпус, с которым сравнивается фокусный корпус. fA,B(w) — частоты слова w в корпусах A,B. Если слово w из фокусного корпуса отсутствует в референсном, fB(w) = 0, а на ноль делить нельзя, поэтому n никогда не равно нулю.

Разные значения параметра n дают разное ранжирование списка ключевых слов. Более низкие параметры (1,10) позволяют выделить более редкие слова: это слова, которые встречаются в фокусном корпусе и вообще не встречаются в референсном или встречаются в референсном корпусе очень редко. Более высокие значения (100 и 1000) позволяют выделить слова, которые встречаются в обоих корпусах, но более характерны для фокусного корпуса. Чем больше n, тем больше сглаживается разница частот слова в двух корпусах, а k для любого слова стремится к единице.

Этот метод, один из многих методов выделения ключевых слов в тексте, был предложен Адамом Килгарифом, создателем Sketch Engine. О том, как алгоритм уже применялся в исследовании поэзии можно прочитать, например, на сайте конференции «Диалог».

При помощи инструмента «Keywords» можно выявить отдельные слова и словосочетания, наиболее типичные для корпуса и определяющие его содержание и тему. Мы решили найти ключевые слова для подкорпусов «До Революции и «После Революции», выбрав значение параметра N=1.

Настройки для Keywords: подкорпус «До Революции» сравниваем со всем корпусом поэзии Маяковского. Значение N задается на шкале «Focus on»

«Keywords» выдал довольно интересные для интерпретации результаты. Что в дореволюционном, что в послереволюционном подкорпусе и ключевые слова, и ключевые словосочетания — образы, даже какие-то обыденные. Газеты, улицы, аптеки с аптекарями вполне привычны для дореволюционного «адища города», а красное знамя (или флаг), рабочие, крестьяне, товарищи, Ленин, «всё советское» — для послереволюционного творчества Маяковского и в целом для России после 1917 года.

В корпусе «После Революции» очень частотно слово «быт», что подтверждает наши предположения о некоторой «прозаичности» поэзии Маяковского и ее обращенности к повседневности.

Такое пристальное внимание к окружающей действительности характерно для гражданской лирики, которая превалировала в творчестве Маяковского. А вот смысл, который он закладывал в те или иные слова и их сочетания, можно выявить и интерпретировать только при более глубоком анализе. Вполне понятно, почему подкорпус «После Революции» настолько идеологически выдержан.

Как до, так и после Революции Маяковского волновали социальная и политическая стороны общественной жизни. Того требовало время. Того требовала и личная позиция Маяковского — поэта-гражданина.

«Несоветский» поэт Революции (вместо вывода)

Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг разинул рот, да как заорет:
«Опутали Революцию обывательщины нити!»

Sketch-Engine значительно ускорил нашу работу с произведениями Маяковского.

Представьте, сколько ушло бы времени на анализ того же объема его произведений из 133 942 слов вручную!

С помощью инструментов программы можно быстро получить информацию о составе корпуса и характере слов в нем и даже визуализировать эту информацию. Однако при работе с инструментами «N-grams» и «Thesaurus» мы столкнулись с тем, что полученные данные с трудом поддаются интерпретации, так как выглядят нелогичными. Все-таки, Sketch Engine — всего лишь инструмент, а скетч — не финальная версия картины.

Маяковский действительно был поэтом Революции. На этапе Революции и в предреволюционные годы он славит человека, его могущество и всесилие, видит, какое великое будущее ему пророчат скорые перемены в стране.

Он восторженно принимает 1917 год, что отражается в его произведениях, но все надежды революционера-романтика рушатся с наступлением советской власти. С ней приходит ненавистная бюрократия, мещанство, которые никак не уживаются с начертанным изначально идеальным образом социализма. Революционный запал в людях быстро угасает.

Тон автора меняется с восторженного на более сухой. Да, теперь человек во главе прогресса, он услышал призывы: «Эй, человек, Землю саму зови на вальс!», но не более. Маяковский чувствует себя более ненужным и лишним в стране Советов, чувствует, что его никто не слышит и не слушает. Его время быстро прошло. Все достижения Революции и ее саму на глазах поэта «опутали обывательщины нити».

Напрашивается вывод, что Маяковский — поэт революции, прославляющий безграничные возможности человека, поэт переломной эпохи, но не советский поэт. Может, он и заложил основы пролетарской поэзии, обозначив основные ее темы и мотивы, но в новой системе ему не было места. Главные темы и мотивы его творчества действительно дают повод назвать его общественником-агитатором, но за ненадобностью этой агрессивной (в духе Маяковского) агитации он сам быстро оказывается за бортом парохода современности, а его лирический герой, весьма автобиографичный, которого часто отождествляют с автором, становится лириком-одиночкой.

Источник текстов: Поэтический подкорпус НКРЯ

Источники