И Нео спросил: «Это была та же самая кошка?» Тогда психотерапевт парировал: «А почему вас это беспокоит?»
Во времена первой «Матрицы» системы виртуальной реальности воспринимались как прототипы оружия массового порабощения и уже набирали популярность как первоклассное геймерское оборудование. Сегодня это рабочий инструмент по доступной цене — со своими плюсами и минусами.
Виртуальная реальность служит художникам и архитекторам, бизнесменам и, конечно же, игровой и развлекательной индустриям. Но одно дело — проектировать здания и рисовать иллюстрации, и совсем другое — работать с людьми. Как же современные технологии применимы к профессии «врачевателей душ»? Давайте разбираться.
Научиться ходить заново
Говоря о психотерапии, важно упомянуть о Биологической Обратной Связи (БОС). Это как раз тот случай, когда психотерапия и медицина работают рука об руку.
Часто после тяжелой травмы — особенно травм опорно-двигательного аппарата — пациент не только физически разучивается, например, ходить, но и психологически перестает понимать, как именно это делать (подобный случай подробно описывал нейропсихолог Оливер Сакс в книге «Нога как точка опоры»). К моменту, когда все физические функции восстанавливаются, человек оказывается морально не готов снова начать передвигаться как раньше. Иногда, даже прилагая усилия, пациенты не в состоянии вспомнить, как производить то или иное действие.
В этих случаях используют системы БОС. К примеру, для работы с особо тяжелыми случаями обратимых нейродегенеративных заболеваний (заболевания головного и/или спинного мозга, характеризующиеся отмиранием нервных клеток — прим. автора).
Пациент помещается в специальную систему ремней и подвесов, закрепленных над полом или беговой дорожкой так, чтобы облегчать нагрузку на опорно-двигательный аппарат. На расположенный перед таким тренажером экран проецируется дорога.
Задача пациента — обходить препятствия, подниматься в гору или спускаться с горы, двигаться вправо или влево, словом совершать обыкновенную прогулку. Ремни облегчают нагрузку и позволяют неокрепшим мышцам работать в половину, треть, четверть мощности, совершая привычную работу. Пока человек не совершит действий, которые соответствовали бы нужному шагу в реальности, проецируемая картинка не сдвинется с места и «прогулка» не начнется.
Во время таких сеансов виртуальных путешествий пациент переключается с травмирующих воспоминаний на новый незнакомый и интересный опыт, постепенно вспоминая необходимые движения и получая нужную нагрузку. Использование систем Биологической Обратной Связи ускоряет выздоровление и снижает эмоциональную нестабильность в отношении травмы у проходивших БОС пациентов.
VR против фобий и тревожных расстройств
Ещё более распространены и эффективны виртуальные среды для проработки фобий. Существуют целые платформы вроде Psious VR Therapy или Virtual Reality Medical Center, предоставляющие доступ ко множеству тренировочных программ с визуализациями для терапии фобий (в том числе боязни публичных выступлений) и тревожных расстройств.
Широко применяются также среды для проработки посттравматического стрессового расстройства (например, на базе платформы Bravemind), расстройств пищевого поведения, социальной тревоги и депрессивных состояний (справиться с ними помогают и виртуальные игры, например DEEP). Платформы работают при помощи очков виртуальной реальности.
К сожалению (или к счастью), пока без помощи и сопровождения специалиста использование виртуальных систем для самостоятельной психотерапии едва ли принесёт пользу. В случае фобии, например, система предлагает человеку встретиться с собственным страхом лицом к лицу — так, надев очки, пациент с клаустрофобией окажется в лабиринте с неотвратимо сужающимися стенами, а арахнофоб увидит бегущего по столу паука. Без подстраховки и правильного взаимодействия с симуляцией неумелое обращение может спровоцировать кризис или паническую атаку. Профессионал использует проецируемый перед человеком предмет фобии для подробного разбора источника проблемы — возможности же проработать ситуацию без специалиста VR-системы пока не обеспечивают.
Системы виртуальной реальности всё ещё остаются только инструментами в наших руках. Возможно, однажды компьютеры и поумнеют настолько, что человечеству понадобится Избранный в плаще и стильных очках, но одного машинам точно не достичь — понимания своих создателей. А значит специалисты социального профиля могут спать спокойно. На их долю работы хватит.
Статья подготовлена факультетом психологии МГУ им. Ломоносова в рамках совместного проекта с изданием «Системный Блокъ».
Источники
- Зачем психотерапия уходит в виртуальную реальность
- Краткая история развития технологии виртуальной реальности