На заре искусственного интеллекта скептики твердили, что компьютер никогда не заменит человека в творческих задачах. Однако к 2023 году стало ясно: со многим он отлично справляется. Графические нейросети иллюстрируют книги, оформляют обложки музыкальных альбомов известных групп и создают дизайн для новых автомобилей премиальных марок. Победное шествие ChatGPT по миру заставило задуматься всех, кто занят текстовым творчеством: не пора ли делегировать машине задачи копирайтера, редактора или даже писателя.
Мы разобрались, как современные языковые модели могут участвовать в создании художественного текста, в каких видах литературного творчества они хороши, а в каких пока не очень. В этом нам помог эксперт с опытом «сотрудничества» с нейросетью — главный редактор издательства «Индивидуум» Феликс Сандалов. В 2022 он спродюсировал и выпустил книгу «Пытаясь проснуться», написанную писателем Павлом Пепперштейном и нейросетью ruGPT-3 в пропорции 50 на 50.
Итак, правила успешного соавторства с нейросетями.
Фантастика, сказка, стимпанк: выберите подходящий для произведения сеттинг
Даже у самых умных нейросетей все еще хромает сцепка с реальностью. Да, сегодня ChatGPT производит удивительно правдоподобные тексты благодаря тому, что уже видел терабайты правдоподобных текстов, написанных людьми. Однако это всего лишь вероятностная математическая модель для предсказания следующего слова по цепочке предыдущих. Значит, она может завираться и выдумывать несуществующие явления: от фейковых римских императоров до планет, о которых ничего не знают астрономы.
Для литературы такая бурная фантазия даже полезна, но всегда есть риск получить что-то очевидно неправдоподобное и фальшивое, поэтому один из приемов совместного творчества — сразу задать фантастический или абстрактный сеттинг в затравке (промте). Тогда никакие фантазии нейросети не будут выглядеть странно. «С налетом фантазийности получается лучше, потому что здесь предполагается условность повествования, — отмечает Феликс Сандалов. — Чем оно условнее, чем оно больше предполагает читательскую работу на тем, чтобы заполнять смысловые лакуны или смиряться с какой-то там противоестественной логикой, тем проще».
Один из приемов — сразу задать фантастический или абстрактный сеттинг
В отличие от кино, где абстракция и сюрреализм остаются уделом узкой группы киноэстетов, литература с сюрреалистическим сеттингом популярна и неплохо продается. Льюис Кэрролл, Хулио Кортасар, Габриэль Гарсиа Маркес, Венедикт Ерофеев или Виктор Пелевин не только знаменитые, но и востребованные писатели, в чем можно убедиться, заглянув в любой книжный. «В нейросетях классно там, где мы даем им себя обмануть, — считает Феликс Сандалов. — Это как с абстрактной живописью. Мы смотрим на абстракции, но видим то каких-то бизонов на лугу, то горящие города. Все зависит от того, из какого угла мы начали смотреть. В текстовом творчестве символизм и сюрреалистичность нейросетям удаются неплохо. Можно уводить либо в какой-то сказочный сюжет, либо в какие-то стимпанковые штуки, где все изначально какое-то стилизованное. Подражание реальности пока что, на мой взгляд, у них получается слабее всего».
Баба Яга в мире научной фантастики в представлении нейросети Midjourney
Колобок по-скандинавски: используйте нейросети для смешения стилей
Способность смешивать стили — один из первых массовых вау-эффектов от применения нейросетей. Приложения, которые позволяли превратить произвольную фотографию в полотно Ван Гога, Дали или Кандинского, выстрелили еще в 2016 году. Теперь это умеют и языковые модели. Они неплохо объясняют экономические термины языком дворовых гопников или наоборот переписывают шансон в стилистике научно-академического текста.
ChatGPT пересказывает Ромео и Джульетту дворовым языком
Если у вас есть идея, какие жанры или стили можно свежо и интересно смешать, то можно попробовать сделать это при помощи языковой модели. «Нейросеть хороша как инструмент стилизации, — подтверждает Феликс Сандалов. — Можно брать определенный сюжет и перекладывать его в разные стилистические регистры. А что, если бы «Колобок» был детективом? А скандинавским триллером? Каждый из этих жанров имеет формальные отличительные черты, которые хорошо усваиваются и воспроизводятся алгоритмами машинного обучения».
А что, если бы «Колобок» был скандинавским триллером?
Однако следует проявлять осторожность с жанрами, которые сильно привязаны к конкретной культуре и языку, особенно если вы хотите творить не на английском. Например, ChatGPT отлично превращает любые сюжеты в шекспировский сонет на английском с достойной рифмовкой, но при попытке воспроизвести это на русском часто получается только плохой подстрочник того же сонета. И уже безо всякой рифмы.
«Редактировать до позеленения»: перебирайте варианты быстро и безжалостно
У машины нет права голоса (по крайней мере пока), нет самолюбия, и еще она не может устать ― а значит эксплуатировать ее можно гораздо дольше, жестче и интенсивнее, чем человеческий мозг. По словам Феликса Сандалова, работа с нейросетью напоминает работу с опытным автором-профессионалом, которому не жалко выбрасывать свои находки, потому что он тут же придумает новые. «Начинающий автор что-то напишет и считает, что это максимум: придумал классную метафору — будет за нее биться, как ребенок за футбольный мяч, — сравнивает Сандалов. — У опытного автора-профессионала хороших фраз как у дурака махорки. Не нравится вам эта фраза — переделаю, будет по-другому. Не нравится шутка — могу еще раз пошутить. В этом смысле нейросеть ведет себя как супер-профессиональный автор: ее можно заставлять переписывать саму себя, саму себя редактировать до позеленения».
Таким образом, при соавторстве с нейросетью вы можете получить безграничный выбор вариантов — и затем выбрать из них «сливки сливок». По-английски такое занятие называется «cherry-picking», т.е. сбор вишенок с верхушки тортика. Только в случае с генеративными нейросетями тортики бесконечны.
Робот готовит торт с вишенками. Cгенерировано в Midjourney
Сотрудничество: помогайте модели с набором персонажей и допиливайте отдельные куски
Если вы хотите написать текст, в котором последовательно рассказывается история конкретных героев — их тоже хорошо бы обозначить в промте для нейросети. Потом можно дописывать новые главы того же произведения, передавая набор героев и затравку сюжета.
Если вам нравятся 80% вашего текста, но не устраивает концовка — можно пробовать переписать отдельные фрагменты. Как мы помним, нейросеть хороша тем, что неутомима и не обидится, если вы попросите ее переделать работу еще пять раз. Можно раз за разом предлагать породить тот же текст или его часть — и отбирать наиболее симпатичные куски, подклеивая их друг к другу. «Мы брали текст, выделяли финал и делали затравку: «Продолжи, чтобы был какой-то саспенс», — делится опытом Феликс Сандалов. — Либо просили клиффхэнгер, либо абсурдную концовку. Так получали какой-то драматический финал».
Глитч как прием: цените ваши ошибки
Ошибки и нелепости, которые иногда (все реже) порождают нейросети могут сами по себе становиться литературным приемом и художественной ценностью. Так же как гаражный звук группы «Гражданская оборона» или психоделическая волна синтезаторов Roland 1970-х годов сегодня обрели культовый статус, эстетическую ценность и множество подражателей, сбои и словесные «глитчи» языковых моделей могут быть интересны как пример электронного языкового творчества.
«Несовершенство техники в искусстве становится отдельным предметом технофетишизма, — говорит Феликс Сандалов, — когда ошибка, глитч, становится самостоятельным ценным фактом культуры. Много интересного рождается в моменты поломок и ошибок, потому что и сама литература тоже как бы взлом человеческого сознания. Классический пример — творчество Платонова. Он ставит рядом совершенно не стыкующиеся с друг другом слова, словно из разных Вселенных, ломает синтаксис. Мой любимый пример — это Юрий Мамлеев, который пишет «волосы напоминали загробную диссертацию». Что это значит — непонятно, но в момент, когда мы читаем эти строчки, создается ощущение чего-то и жуткого, и смешного, и нелепого».
Глитч становится ценным фактом культуры
Последний совет из нашего списка — наиболее быстро устаревающий. С каждым новым поколением нейросетей явного глитча в них становится все меньше. Так что если хотите успеть зафиксировать в своем творчестве «гаражный звук» 2023-2024 года — спешите творить!
Материал подготовлен в рамках спецпроекта «Писатели vs Нейросети»