Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

В первой части статьи мы рассказывали о том, какими словами описывают мужчин и женщин Пушкин, Толстой и Достоевский, и выяснили, что у Пушкина мужчины активно действуют, а женщины скорее слабы и пассивны, а прилагательные описывают скорее внешность персонажей. У Достоевского мужчины и женщины примерно одинаково активны и решительны, а у Л.Н. Толстого женщины более сентиментальны, мягки и податливы, чем мужчины. В этой части мы расскажем о том, каковы женщины и мужчины в произведениях Набокова и Булгакова.

Набоков

Набоков изучается в 10-11 классах. Его самое известное произведение — «Лолита» — в школьную программу не включено, поэтому в нашей выборке его нет. Владимир Владимирович не очень ценил писательниц, в переписке с Э. Уилсоном открыто говорил о нелюбви к женскому перу, произведения Дж. Остин включал в свой курс лекций с большой неохотой, однако использовал яркие женские образы в своих произведениях. 

Источник

Глагол «играть» по отношению к женщинам Набоков использует чаще всего. В два раза реже — «тянуться», «хотеть», «приняться», еще реже — «забеременеть», «казаться», «обвиваться», «молчать», «бояться», «броситься» и «хотеть». Женщины у Набокова играют, обвиваются и кажутся, а мужчины — очень много говорят.

Источник

«Крикнуть» — основной глагол, который использует Набоков для мужчин в своих произведениях. Следующими по частоте употребления идут антонимы «воскликнуть» и «прошептать» — его герои-мужчины нередко противоречивы. Также писатель использует активные слова-действия: «хотеть», «предложить», «решить», «сметь», «думать», «отвечать», «стараться». «Бросать», «схватить», «заорать», «лезть», «вскочить» — следующие по популярности активные и особенно агрессивные глаголы, относящиеся к персонажам-мужчинам у Набокова. В то время как шепчут, чувствуют, жалеют, гладят минимальное количество раз.

По сравнению с авторами XIX века, у Набокова мужчины более эмоциональные и разговорчивые. И если у Толстого больше глаголов, показывающих внешние проявления эмоций у женщин, то у Набокова больше тех, которые описывают их внутренние переживания.

Булгаков

Главный женский образ Булгакова — Маргарита. Ее прототипом исследователи называют и жену автора, и Маргариту «Фауста», и даже французских королев, но кажется, то, что это булгаковский идеал любви и красоты, неоспоримо. Другие женские образы-символы: Фрида олицетворяет раскаяние, Гелла — порок, Елена Турбина — уют и семью, а московские барышни, вероятно, любовь к заграничным нарядам. 

Источник

Мужчины у Булгакова общаются эмоционально: к ним относятся глаголы «кричать», «воскликнуть», «шепнуть» и «бормотать». Часто встречаются и глаголы мышления: «подумать». «понять» и «думать». Также мужчины в его произведениях отзываются, возвращаются, знают, успевают и идут. 

Источники

Женщины в произведениях Булгакова также часто эмоционально общаются: для них характерны глаголы «воскликнуть», «кричать», «закричать», реже они бормочут, шепчут, молчат или отвечают. Также женские персонажи одинаково часто исчезают и возвращаются, висят, летают и падают, а также кидаются, бьют, спасают, понимают и делают. 

Выводы: что мы увидели

Становление феминизма исследователи делят на несколько условных волн. Первая волна проходила с середины XIX — начала XX века. Тогда женщины боролись за избирательные права и эмансипацию. Вторая волна пришлась на конец 1960-х — 1970-е годы. Это была борьба за  репродуктивные права, за политическое и экономическое равноправие между мужчиной и женщиной. В 1990-е возникла третья волна, некоторые исследователи считают, что она продолжается и по сей день. Вопросы равноправия так и остались главными в повестке современных феминисток, но к ним добавилось множество современных проблем: расовая и классовая дискриминации, дискриминация из-за сексуальной ориентации и многое другое. Образ женщины в современных политическом, экономическом и медийном дискурсах постоянно меняется.

Эти изменения прослеживаются и в текстах русских классиков. Толстой, Достоевский и Пушкин в XIX веке описывали женщин как менее деятельных, более слабых и сентиментальных. Мужчины при этом были решительны, важны, но практически ничего не чувствовали (на самом деле — чувствовали, но маскулинные установки не позволяли это признать).

Уже в XX веке ситуация меняется. Мужчины в литературе приобретают чувства, женщины — чаще говорят и действуют, многие глаголы и прилагательные используются для описания как первых, так и вторых. Но женщина все еще описывается как более сентиментальная и эмоциональная (иногда до истеричности), а мужчина — как более уверенный и рациональный. Часто мы можем наблюдать в русской классике тенденцию: все, что относится к мужчине — главное, к женщине — второстепенное. Кроме того, по отношению к мужчине, как правило, используется прилагательное «должный», глаголы «крикнуть», «вскричать» в то время, как у женщин — глагол «бояться».