© flickr.com

Вы когда-нибудь задумывались, как прочно адресная система вошла в нашу жизнь? Адрес регистрации, адрес жительства, адрес доставки, адрес происшествия, адрес места встречи… Конечно, с появлением сервисов геолокации часть задач, прежде решаемых при помощи адресной системы, перешла в смежную область, но без адресов все еще не может обойтись ни одна страна или город.

Адрес в нашем обыденном понимании состоит из индекса и «масштабируемого» подхода к определению конкретного места на Земле: мы называем страну, административную единицу, населенный пункт, улицу и дом, где что-либо находится. Сами почтовые индексы могут либо основываться примерно на том же принципе (в России почтовые зоны соответствуют субъектам федерации), либо быть никак не привязанным к системе административных единиц. В некоторых странах, например, в США зона почтового индекса служит не только для сортировки отправлений, но и как база для государственной системы статистики.

Казалось бы, все хорошо. Но у любой адресной системы есть изъяны. Разные размеры территорий, привязанных к адресам, могут приводить к неточной локализации. Громоздкая запись делает адрес сложным для запоминания и обработки. А еще адрес может оказаться устаревшим: улицу с этим именем переименовали пять лет назад, а вы и не знали об этом. Адресов не существует в парках, заповедниках, зачастую просто в сельской местности. Все мы рано или поздно сталкиваемся с этими проблемами: «дом 5, корпус 3, строение 14, вход с заднего двора под шлагбаумом», «я вот приехал по адресу, а как к вам зайти». Во многих квартирах в центре итальянских городов, доступных для аренды на площадке booking.com, в комментариях указано, что указанный адрес приведет вас совсем не туда и надо спрашивать дорогу у хозяина.

Решать эти проблемы можно по-разному. Можно усовершенствовать существующую систему адресов, обогащая её, делая более всеохватывающей и интуитивно понятной пользователю. Другой вариант — присвоить всем возможным местам уникальные коды, которые будет легко передавать и записывать, а в идеале еще и запоминать, потому что запомнить пару цифр с точностью до шестого-седьмого знака (что собственно и есть географические координаты) — удел немногих.

Обе идеи уже пришли кому-то в голову. По первому пути пошли ученые из MIT и Facebook, разрабатывающие комплекс алгоритмов для навигации в пространстве. Вначале по спутниковым снимкам определяется все дороги, которые затем объединяются в дорожную сеть. Затем алгоритм анализирует плотность сети и траектории дорог и определяет районы и центр населенного пункта или территории. После этого дорогам присваиваются буквенно-цифровые обозначения на основе построенной сети и анализа близости объектов.

Огромное преимущество этого проекта заключается в использовании спутниковых снимков для выявления и анализа дорог, расположенных вдали от освоенных регионов. Многие из этих дорог раньше не имели вообще никакого адреса. Учитывая нынешние темпы освоения человеком поверхности планеты, эта информация может быть полезна совершенно разным потребителям.

Сами ученые считают сильной стороной системы то, что адреса будут нести в себе и информацию о том, насколько объекты находятся далеко друг от друга, ведь при разработке адреса учитывается топология дорожной сети. Например, если вы живете на одной улице с вашим новым коллегой, в нынешней системе адресов вы сразу понимаете, что, скорее всего, он живет хотя бы в том же районе. В разработанной системе вы поймете это, даже если улица называется по-другому.

Пример анализа: а) исходный спутниковый снимок, b) сеть дорог, c) разбиение на районы, d) генерация и присвоение адресов.

Звание самого нестандартного подхода к разработке системы адресов можно присвоить стартапу what3words. В основе — нехитрая идея о том, что всю поверхность Земли можно разбить на квадраты размером 3 на 3 метра, а затем каждому квадрату присвоить свой уникальный идентификатор. Но если мы будем составлять произвольные комбинации из цифр или букв, они будут довольно сложными для запоминания, и т.д. и т.п. — собственно говоря, координаты места — тоже уникальный идентификатор. А что, если использовать смысловые единицы языка — слова?

Всего адреса необходимо найти для примерно 57 триллионов квадратов — столько их помещается на Земле. Если составлять комбинации из трех элементов, для этого достаточно примерно 40000 слов. Для любого из основных мировых языков — легко! Чем меньше эти слова будут связаны между собой, тем лучше — смешные или нелепые сочетания лучше запоминаются именно из-за своей нелепости. Разработчики учли и особенности произношения и написания — похожие адреса специально разнесены в разные точки мира. Так и родились ///зажим.пауза.хлеб на колокольне Ивана Великого, ///списать.открыто.выходной на шпиле Биг Бена и ///шепни.вестник.яблоко на верхушке Эйфелевой башни.

Система чрезвычайно проста и достаточно эффективна, что особенно важно при несчастных случаях или катастрофах. Поэтому ей уже пользуются в таких организациях, как ООН и Красный Крест. Ее также используют различные системы навигации и системы доставки (особенно актуальна высокая точность для доставок коптерами). Так как не все жители планеты говорят на одном языке, сервис уже включает в себя около 25 языков, на которых можно определить свое местоположение. При точности в три метра адрес из трех слов позволит вам найти друга в толпе, вход в незнакомое здание или рассказать о самом вкусном кофе в городе без долгих объяснений. А еще это может заставить вас улыбнуться в непогожий день — обещает ///меховой.воспитательный.киви.

Пример адреса одной и той же точки внутри собора Василия Блаженного на русском и английском языке в what3words

Источники

Сервис what3words (есть и приложения для iOS и Android)

Статья про сервиc what3words на Хабре и Хайпе

Статья об обработке адресов при помощи машинного обучения и публикация авторов в International Journal of Geo-Information

Если вас заинтересовали геоданные — почитайте наши инструкции по применению

Что такое геоданные (часть I): расположение объектов в пространстве

Что такое геоданные (часть II): координаты и проблема (не)шарообразной Земли

Что такое геоданные (часть III): проблема апельсина