Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

Всем известны художники Монмартра: Тулуз-Лотрек, Моне, Дега, Пикассо, Модильяни. Но районы Монмартра и Монпарнаса стали частью Парижа лишь в середине XIX века. А раньше? Где же до этого жили столичные художники? Кто из них был соседями? Куда они переезжали? Давайте разбираться.

Поиск ответа на этот простой, на первый взгляд, вопрос вылился в масштабное исследование длиной в пять лет. Материалом стали архивные данные о сотнях адресов домов и студий художников, основанные на старой карте Парижа. Теперь благодаря средствам современной геоинформатики нам доступен проект Artists in Paris — интерактивная карта художественной жизни Парижа, включающая в себя данные о 471 художнике и более 10 тысяч адресов.

Кадр из фильма «Полночь в Париже»

Как устроен проект Artists in Paris?

Сайт предлагает два варианта поиска: по году и по художнику.

Поиск «по году» позволяет увидеть на карте адреса всех художников в рамках конкретного года. С помощью ползунка можно выбрать год, чтобы сравнить расселение художников в разные периоды столетия. Метки адресов различаются по цвету, который указывает на специальность художника (например, гравёр, скульптор, исторический живописец).

Это позволяет проследить, когда в Париже преобладали скульпторы, когда количество портретистов резко упало и многое другое.

На этой карте цветными точками показаны все адреса художников в Париже за 1789 год

Поиск «по художнику» даёт возможность увидеть на карте все адреса определённого художника на протяжении его карьеры. На навигационной панели отображаются биографическая информация о личности и список адресов в хронологическом порядке.

Поиск «по художнику» показывает все адреса на карте за время его карьеры

Помимо прочего, на карте также встречаются метки, указывающие на местоположение важных объектов мира искусства, студий, мастерских и других знаковых мест. 

Какие художники не были включены в базу данных? 

В базе данных представлены только художники, принятые во Французскую Академию. Конечно, число французских деятелей искусства ими не ограничивалось, но дело в том, что адреса художников Академии, за исключением редких случаев, задокументированы. Отсутствие системных данных о местах жительства остальных художников, увы, не позволяет включить их в базу данных.

Что не так со старыми адресами?

Работать с историческими адресами, оказывается, не так легко. Дело в том, что во Франции да и в целом в Европе до середины XVIII века привычных для нас номеров домов просто не существовало. Об этом мы уже писали в материале про появление номеров домов.

Поэтому адреса часто были расплывчатыми по современным меркам: указывалось название улицы с дополнительными сведениями о ближайшем перекрёстке или другом ориентире. При создании базы данных авторы проекта Artists in Paris столкнулись с отсутствием дополнительной информации у некоторых адресов, в таких случаях геометку пришлось помещать в середине улицы.

Все ли художники жили только в Париже?

И да, и нет. Карта позволяет увидеть, что сначала Париж действительно был единственным местом жизни деятелей искусства, однако с приходом XVIII столетия столичные художники начинают разбредаться сначала по стране, а дальше и вовсе по всей Европе. Кто-то поселился даже в Санкт-Петербурге, в том числе небезызвестный создатель «Медного всадника», Этьенн Фальконе. 

Адреса французских художников, разбросанных по всей Европе, в 1789 году

Почему просто не использовать Google-карту современного Парижа?

Дело в том, что современный Париж — это далеко не Париж XVII–XVIII веков. Старый средневековый город с тесными запутанными улочками, прекрасно описанный Виктором Гюго в «Соборе Парижской богоматери», в XIX веке был серьёзно перестроен в результате масштабной перепланировки Парижа, Османизации. Огромные части города, особенно в центральной части, были снесены. Поэтому многих адресов XVIII века сейчас не существует.

Но как тогда сопоставить старые и современные карты города?

На сайте используются исторические карты XVIII столетия, снабжённые пространственными координатами с помощью программы Map Warper, которые накладываются на современную карту Парижа. Были использованы открытые данные ресурса OpenStreetMap, важнейшей открытой географической карты мира, в основе которой лежит принцип совместного картографирования. Это значит, что каждый пользователь имеет право внести в карту недостающие данные. При таком подходе адреса XVIII века приобретают смысл, и в то же время можно установить связь с существующими местами в современном городе.

Какие ещё цифровые проекты привлекались?

Помимо архивных документов, в создании базы также использовались разнообразные цифровые источники, например, оцифрованные энциклопедии Benezit Dictionary of Artists и Grove Art, которые включают более 200 тысяч статей по истории искусства.

Проект является прекрасным примером возможностей цифровых инструментов в изучении истории искусства. Кроме того, интерактивная карта художников на базе карты Парижа XVIII века наглядно показывает, как могут быть связаны город и изобразительные искусства.

Источники