Слово «география», как известно, произошло от греческого слова, переводящегося как «землеописание». Древние (живущие на планете, которую мы сегодня называем Землей) изучали и документировали мир вокруг себя, заложив основу ныне существующей науки. В последние века наши представления о мире расширились и углубились, и стало возможным изучать не только нашу планету, но и её соседей — так появились география Венеры, Меркурия и Марса (также называемая «ареографией»). Но это все пока объекты, которые можно изучить в реальности — пощупать, потрогать, снять на фотоаппарат, или, на худой конец, увидеть в телескоп.

Что же делать с выдумкой?

На самом деле, в этом выдуманные миры ничем не отличаются от нашего с вами — только описывает их сам автор. Ведь персонажи должны жить в каком-то мире, а не просто болтаться в безымянной пустоте, и у этого мира должны быть свои законы. Поклонники «Властелина Колец» хорошо знают, что профессор Толкин сам рисовал карты к своему произведению (и делал это с таким же тщанием, как и разрабатывал языки Средиземья).

Главный фэнтези-эпос последнего десятилетия также не мог обойтись без собственной карты. Она в нем является активным инструментом повествования — помимо того что еще и шедевром компьютерной анимации. Первоначально авторы хотели использовать карту для перемещения в пространстве при переносе действия из одной локации в другую, но потом отказались от этой идеи, посчитав, что такой способ будет отвлекать внимание и нарушать логику развития событий. Поэтому карта была перенесена в начало эпизода и послужила одновременно фоном для титров. Итак,

Дум-дум-ду-ду-ду-дум ду-ду-дууууум

Думаю, все хорошо помнят заставку «Игры Престолов». И да, это карта! Карта известного на момент действия сериала пространства в мире «Песни Льда и Пламени». И она подозрительно напоминает средневековые европейские карты… да, впрочем, ничего подозрительного тут нет. Известно, что весь цикл вдохновлен историей средневековой Европы. Интересны детали.

Например, солнце, мимо которого иногда проносится камера, опускаясь на другой материк — не что иное, как астролябия, инструмент, без которого сложно было бы представить вообще всю эпоху Великих Географических открытий. Такая же астролябия висит в зале Цитадели, в которой один из героев изучает историю Вестероса. Одна из фанатских теорий гласит, что все, то показано в сериале, записано в одной из книг Цитадели (и финал сериала косвенно подтверждает эту теорию) — аргументом к этому также служит и тот факт, что периодически в заставке как будто меняют линзы, быстро изменяя масштаб карты.

Еще более интересно то, что мы не видим границ мира, в который нас погружают. Это непроизвольно создает сходство точки наблюдения зрителя с человеком Средневековья, который не знал (да и не всегда хотел знать), что лежит там, за горизонтом. Карта Вестероса и Эссоса создана на поверхности сферы, но в отличие от привычных нам глобусов — на внутренней её поверхности. У этого мира нет четких границ, и никто не знает, что там, снаружи этой сферы. Сюжетная линия одного из героев заканчивается путешествием туда, за пределы карты, и снова не избежим сравнения с «Властелином Колец», где уплыть за море сравнимо (или приравнено) с физическим уходом из мира. Человек Среденевековья, уплывая за горизонт, не знал, найдет ли он дорогу домой, и вернется ли он таким же, каким был.

Хорошо видна сфера, внутри которой помещена точка зрения зрителя (то есть камера)
Сравните карту в “Игре Престолов” с портоланом Британских островов и северо-западной части Франции (XV век).

Кстати, для примера выше неслучайно выбран портолан, на котором показаны Британские острова. Для англоязычных поклонников одной из наиболее явных аналогий мира Льда и Пламени с реальным миром является Стена — в нашем мире Адрианов вал, предназначенный для защиты цивилизованной римской провинции Британии от невежественных варваров-пиктов, обитающих на неуютных и холодных землях нынешней Шотландии. Что-то напоминает. Таким образом, северная часть Вестероса соотносится с островом Великобритания, но для остальных территорий такой явный прообраз подобрать сложнее. Хорошо ,что это уже сделали другие — поклонники уже нашли потенциального «донора» очертаний остальной части Вестероса на карте — и это перевернутая Ирландия. Сам Джордж Р.Р. Мартин подтвердил это на одной из конференций. Сравните:

Другая фанатская теория еще увлекательнее. Она гласит, что планета, на которой расположены Вестерос и Эссос, как и наша Земля, скорее всего, имеет шарообразную форму — а соответственно условные северный и южный полюса. Тут нужно отметить, что полюс — это не всегда там, где холодно, а там, где проходит воображаемая ось вращения небесного тела.

На картах мира Льда и Пламени есть два больших белых пятна, уходящих за пределы видимости — пустоши за Стеной и они же на самом востоке Эссоса. А что, если они на самом деле — одна и та же пустошь? Если северный полюс мира находится где-то в районе Тысячи островов у северного побережья Эссоса (или где-то около того) — вполне возможно! Внимание на карту:

Вообще кажется, что после определенного момента вселенная книги, созданная воображением автора, начала жить своей жизнью (не без участия армии поклонников, конечно). И как и в реальном мире, нашлись люди, которых занимала география и история развития мира Льда и Пламени.

Например, по книге была составлена геологическая карта Вестероса:

А где геология, там и до теории литосферных плит недалеко. Потому что горы в этом мире присутствуют (а значит и столкновение плит), да и наличие вулканической активности в прошлом налицо (падение Валирии и обсидианы Драконьего камня).

Когда в Вестеросе появились первые люди — неизвестно. Но история двух континентов отлично показана в серии карт, описывающих основные вехи до начала действия сериала. Несколько из них представлены ниже:

Историческая география во всей своей красе. Еще пример из области гуманитарных наук — после пятой серии восьмого сезона урбанистам стало окончательно ясно, что планировка улиц и забота о горожанах в Королевской Гавани никогда не была приоритетом властей — как и в средневековых городах Европы, страдающих от чрезмерной скученности населения и плохой санитарии.

Мир Льда и Пламени был создан одним талантливым человеком и теперь уже про него вряд ли забудут — будут появляться новые теории, комментарии, работы и, конечно же, карты. Потому что не важно, существует ли то, что вы хотите видеть на карте в реальности — важно то, что оно есть у вас в голове.

Что почитать и посмотреть (все на английском):