Введение
Что такое вернакулярные районы, или же вернакуляры? Как писал Л. В. Смирнягин, это тип географического района, бытующий в обыденном сознании общества или его части в виде образа определенной территории, обладающей названием и специфическими качествами. Вернакуляры могут быть самых разных масштабов: Поволжье в России, Вандея во Франции, Шаболовка в Москве, Сохо в Лондоне и так далее.
Реальность постепенно уходит в виртуальное пространство, прежде всего это касается нашего свободного времени: кто-то серфит в сети, кто-то гуляет в Google Street View, а кто-то играет в компьютерные игры. Про последних и пойдет речь — районирование карт и серверов в играх иногда очень напоминает то, как мы сами зонируем пространство вокруг себя.
Монастырка и лужки: вернакуляры в реальном мире
Важно различать вернакулярные, то есть «народные» районы и «собственные», то есть те, которые мы сами обозначили для себя и, возможно, даже дали им названия. Человеку свойственно все вокруг «раскладывать по полочкам», в том числе и пространство, в котором он обитает. Именно так и появилась топонимика. Она бывает как официальная, так и народная. Часто эти две топонимики расходятся. Например, официально по карте территория является частью какого-нибудь «Советского района», но все знают, что это место в городе называется «Камчатка», «Крым» или просто «кварталА» (с ударением на А).
Народная топонимика некоторого ареала и есть основа для вернакулярных районов. Для такого района важно, чтобы название (хороним) было в ходу у большого количества людей и сообществ. Насколько большого — вопрос спорный и философский, подобный Евбулидову парадоксу кучи. Примем, что названием должен пользоваться не один человек. Если каждый из нас по-своему поделит пространство, мы просто не сможет описать, где же мы находимся.
Совокупности людей недостаточно для того, чтобы называть район вернакулярным — нужны еще разные сообщества, то есть устойчивые объединения людей. В первую очередь это разные возрастные сообщества, особенно это касается новых районов, где старожилы помнят любимые места «со времен царя Гороха», а для новоселов — главным ориентиром становится новенький торговый центр или станция метро. Смысл, вложенный в пространство и часто отражаемый в названии, формирует вернакуляр.
Особенно интересна вернакулярная дифференциация городского пространства, где разные городские «племена» имеют собственную топонимку со своей сеткой районов. Они могут совпадать, а могут нет. Вероятен даже случай использования одного и того же пространства в разное время разными городскими племенами, каждое из которых будет называть его по-разному, а значит и вкладывать в него разный смысл.
Приведем пример «реальных» вернакулярных районов города Орла от Елены Васильевны Карловой:
Вернакулярные районы далеко не всегда охватывают все пространство, остается много «безликих» мест. Часто это районы слабо-, ново- или вообще незаселенных территорий, так как в них либо еще нет сообществ, либо они только в процессе формирования.
Заметно, что народные названия мест часто приурочены к какому-то значимому, прежде всего лично человеку или сообществу, объекту. Границы таких районов проходят по ощутимым барьерам: рекам, железнодорожным путям, крупным дорогам и так далее. При этом границы между смежными районами зачастую размыты. Именно так, используя четкие ориентиры и барьеры, мы и способны ментально описать окружающее пространство.
Сущетсвуют и разные степени перцепции, то есть «ощутимости» пространства, вернакулярного района. Так, в вернакулярном районе вполне могут быть собственные вернакулярные районы, на карте города Орла выше это районы второго уровня пространственной перцепции.
Зига и зайчик: виртуальные вернакуляры
Если представить мир как игру, то выйдет, что это слишком разноплановая и разносторонняя игра. Мы «играем» в одном общем пространстве разные роли, часто меняя их от случая к случаю. Поэтому вернакулярные районы реального мира имеют «больший процент объективности», так как формируются в процессе взаимодействий огромного количества людей и сообществ.
В компьютерных играх же игроки имеют четкие и ограниченные роли, и поэтому вернакулярные районы локаций условно «специализированы» под конкретное сообщество. При этом само по себе пространство также специализировано, поэтому подобные вернакулярные районы не менее объективны.
Вернакуляры компьютерных игр, таким образом, — аналоги вернакуляров отдельных сообществ. «Племена» CS’еров, Minecraft’еров давно обжили виртуальное пространство.
Примеры карт вернакулярных районов локаций разных игр:
Респаун у метро
Вернакуляры обычно не имеют каких-либо общих названий, но бывают приятные исключения. Например, вернакулярные районы Владикавказа называют «сторонками». Вернакуляры отдельных игр также могут иметь свои названия, обусловленные прежде всего функцией игрового пространства и жанром самой игры. Например, это «позиции» или «точки» в играх-шутерах (CS:GO, Frallion), или «места» в прочих играх, особенно «песочницах» (в том же Minecraft).
Вернакуляры игровых локаций имеют ряд общих тенденций: например, практически в любой есть вернакуляр «Спаун». Спаун, или же спавн, — это место начала игры, первоначальное пространство. Если проведем аналогию в реальном мире, то это родной дом, с которого начинается постижение окружающего мира.
В реальности таких спавнов может быть несколько. Семен Геннадьевич Павлюк, старший преподаватель географического факультета МГУ и доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, отмечал в своих работах, что типичный москвич хорошо знает район своего родного двора и район около метро, которым он чаще всего пользуется. Чем станции метро не точка спауна?
По той же логике, например, устроены и студенческие вернакуляры, то есть районы крупных университетов, где одни и те же части городского пространства имеют разные названия и использования у местных жителей и студентов.
Перерождение пространства в цифровую эпоху
Наличие вернакуляров в компьютерных играх говорит нам сразу о купе современных процессов перехода культуры в цифру. Это и тотальная цифровизация общества, его огромного сектора досуга и отдыха, и симулякризация пространства, и постепенное «расслоение» этого пространства.
Виртуальные вернакуляры — пример перехода реальных пространств в цифровые с сохранением свойственных процессов. И никакая это не «смерть пространства», как писал Ф. Кейрнкросс, а лишь его перерождение.
Источники
- Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. А. Качалова. — Москва: Рипол-классик, 2011.
- Карлова Е. В. Территориальная идентичность населения в Центральной России: Дисс. … канд.геогр.наук. — М., 2015.
- Павлюк С. Г. Ключевые вопросы изучения вернакулярных районов // Территориальная структура хозяйства и общества зарубежного мира / Под ред. И. С. Иванова, И. М. Кузина, А. С. Фетисов. — Т. 18 из Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — Ойкумена Москва — Смоленск, 2009. — С. 46–56.
- Павлюк С. Г. Реальность 2.0: карта вернакулярных районов Москвы (Устный) // II Смирнягинские чтения — Москва, 3 апреля 2019.
- Bennett A. Subcultures or Neo-Tribes? Rethinking the Relationship between Youth, Style and Musical Taste // Sociology. Vol. 33. No. 3 (August, 1999). P. 599—617.