Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

Этнография в цифровую эпоху: от полей к потокам, от описаний к воздействию

Для начала погрузимся в общие проблемы цифровой антропологии и этнографии и почитаем статью профессора информационных наук Аннет Маркхам. Она специализируется на изучении цифровых пространств и предлагает исследователям новые понятия и методы для работы с онлайн-средой. Несмотря на доступность больших данных и популярность количественных исследований, она подчёркивает важность качественных методов и объясняет, как важно сохранить чувствительность к человеческим голосам и культурам в условиях цифровизации. Мы наблюдаем новые перспективы в цифровой этнографии, где традиционные подходы переплетаются с инновационными методами исследования, пишет Маркхам.

Интернет как способ существования и Big Data как угроза

Во второй части статьи профессор Аннет Маркхам углубляется в опасности, которые несет «датафикация» человеческого опыта. Хотя большие данные и полезны для анализа сложных социальных процессов, важно помнить о культурных и локализованных смыслах, которые могут ускользнуть при чрезмерном увлечении цифрами. Маркхам призывает учёных к социальной ответственности, особенно в тех случаях, когда исследователи консультируют индустрию IT. Ведь технологии могут не только улучшать, но и ограничивать нашу жизнь.

«Цифровой антрополог отличается от Data Scientist’а вниманием к деталям»

В интервью «Системному Блоку» заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Дарья Радченко рассказывает, как пандемия COVID-19 изменила повседневные практики людей и оставила свои следы в цифровом пространстве. Используя данные из соцсетей, она показывает, как люди заново открыли для себя свои спальные районы во время самоизоляции, и размышляет над ограничениями Data Science в социальных исследованиях. 

Зачем фольклористы и социальные антропологи собирают слухи и считают репосты

В завершение подборки — интервью Александры Архиповой (признана иноагентом в РФ) «Нас вообще все боятся», в котором она раскрывает ещё одну грань цифровой антропологии — сбор слухов и исследование конспирологических теорий. Архипова объясняет, как цифровые базы данных помогают в исследовании фольклора и почему важно учитывать как количественные, так и качественные методы. Она приводит примеры из повседневной жизни: лозунги митингующих, народные рецепты лечения COVID-19 — и подчёркивает, насколько многослойными могут быть цифровые и социальные феномены. Этот материал позволяет взглянуть на антропологию через призму современной культуры и социальных изменений.