С каждым годом мы внедряем все больше технологий, чтобы упростить свою жизнь. Одна из таких систем — распознавание лиц в музеях. Эта технология позволяет распознать индивидуальные особенности человека, чтобы в следующие разы их можно было считать и узнать владельца.

Алгоритмы работают по тем же принципам, которые использует человеческий мозг при узнавании лица. В обучении такой системы есть несколько шагов.

  1. Механизм должен каким-либо образом найти лицо человека на снимке. Можно использовать любой доступный метод, например, видеонаблюдение или фотографии, предоставленные посетителем. Изображение должно быть четким, так чтобы программа смогла распознать и запомнить основные черты лица.
  2. Нужно понять, как образ человека сохраняется в нашей памяти, чтобы машина могла повторить этот метод и «вспомнить» того или иного посетителя. Убольшинства людей модели запоминания схожи: в основном смотрят на расположение глаз, носа и губ. Современные алгоритмы распознавания лиц также используют ключевые точки (keypoint face detection) для распознавания. Далее разработчики могут добавлять анализ текстуры кожи, трёхмерное моделирование головы или термический анализ.

В Китае, где видеонаблюдение вообще используют повсеместно, начали использовать такие системы в музеях, чтобы показывать посетителям залы, в которых они ещё не были и помогать им туда добраться наиболее коротким способом, избегая очередей.

С одной стороны, такие системы очень удобны. Они экономят время и нервы, и поход в музей перестаёт быть огромной цепочкой из очередей и попытками найти именно тот зал, ради которого вы затеяли весь этот поход. С другой стороны, такие технологии обрабатывают и сохраняют большое количество персональных данных посетителей, и могут быть получены третьими лицами и использованы в корыстных целях. Так как эту систему начинают использовать и в Европе, этические вопросы поднимаются всё чаще.

Конфликт, связанный с этической стороной таких нововведений, уже был. В одном из музеев Ливерпуля, где проходила выставка «Первый китайский император и терракотовые воины», использовалась система распознавания лиц. Группа по защите конфиденциальности Big Brother Watch обвинила музей в том, что они использовали технологию без ведома посетителей. Музей ответил, что видеонаблюдение было внедрено по настоянию полиции, чтобы обезопасить музей от возможности теракта, потому что выставка резко увеличила уровень опасности. При этом музей опроверг утверждения о том, что посетители не знали об использовании системы распознавания лиц. По словам представителей музея, вывески при входе предупреждали, что такая технология используется.

Источник: What Implications Are There With Facial Recognition Technology For Museums?