«Сказать по правде, все мы не в своём уме,
свои пороки глубоко в себе скрывая,
мы очень мало знаем о себе»
Человек, парень, друг!
Мы собрали корпус текстов песен «КиШ» за весь период их творчества до смерти Михаила Горшенева (1996-2013).
Разбив корпус на отдельные токены (слова), мы и их лемматизировали (привели к начальной форме) с помощью питоновской библиотеки Spacy. Мы отобрали самые смысловые части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, и посмотрели на частотность их употребления по всему корпусу. Так, например, в центре творчества «КиШ» стоит человек, важную роль также играет дом, а многие события разворачиваются в сказочном лесу. По перечню самых частоупотребляемых прилагательных кажется, что практически все они применимы к самой группе: нужный, живой, странный, хороший, веселый, пьяный «КиШ». Что до глаголов, исполнители не стесняются своих желаний: часто встречаются в текстах «хотеть» (118 раз) и «желать» (45 раз). А частое употребление глагола «любить» (46 раз), говорит само за себя.
Визуализация образов в песнях «КиШ»
После, наигравшись с подсчетами, чтобы собрать основные образы песен, мы сделали визуализацию существительных, предварительно разбив корпус на основные этапы творчества:
- 1996-2000 — начало популярности;
- 2001-2003 — пик популярности;
- 2004-2007 — смутное время (в этот период происходили изменения в составе и дирекции группы);
- 2008-2010 — новый виток творчества;
- 2011-2012 — уход Андрея Князева из группы.
С помощью морфологического анализатора PyMorphy мы собрали все одушевленные существительные из текстов песен. Благодаря инструментарию программы Gephi мы создали граф персонажей-людей в мире «Короля и Шута». Каждый кластер — отдельный этап в творчестве группы. Узлами в центре графа отмечены те образы, которые появляются в текстах песен нескольких периодов. На пересечении двух крупных кластеров располагаются наименования тех персонажей, которые встречаются в обоих кластерах.
Так, например, такие традиционные образы, как человек, семья, старик, гость, мужчина, дедушка, сосед, и менее привычные, такие как палач, трактирщик, жертва, поклонник, вампир, храбрец характерны для большинства кластеров (и располагаются в середине графа, имея множество связей). Благодаря этому создается представление о мире «Короля и Шута»: реальность, пересекающаяся с вымышленным пространством, полного как злодеев, так и героев.
Практически на всех этапах творчества встречаются сказочные герои: лепрекон, хоббит, колдунья. На первом этапе (кластер сверху) сразу бросаются в глаза имена Атос, Портос, Арамис, напоминая нам о «Песне Мушкетеров». Второй этап (кластер слева) ориентирован на житейские темы. В нем появляются такие персонажи, как теща, доярка, староста, кузен. Кластер третьего этапа (справа) кажется приближенным к реальности: художник, богач, солдатик, акробат, оккупант, коммунист. На четвертом этапе (кластер снизу) встречаются более возвышенные образы: мыслитель, маэстро, секундант, бунтарь, гений, интриган, мистик, интеллигент. Нижний кластер последнего этапа 2011-2012 гг. явно передает суть мюзикла «ТОДД», над которым Михаил Горшенев работал без участия Андрея Князева. Сразу обращают на себя внимание персонажи Ловетт, цирюльник, Тодд, мясник.
Интерес представляет не только мир персонажей-людей «КиШ», но и мир животных. Их мы собрали в отдельный граф, поскольку образы зверей занимают существенное место в текстах песен группы.
Животный мир «КиШ» очень насыщен и разнообразен. Но, смотря на граф, видно, что чаще встречаются представители домашнего скота и лесные обитатели. Сказочные драконы, например, встречаются реже.
Персонажи и животные, безусловно, помогают составить довольно подробное представление об основных образах вселенной «Короля и Шута». Однако не менее важно оценить обстановку этого мира — где и как разворачивается действие. Для этого мы составили облака слов, используя только неодушевленные существительные.
Мы видим, что действие первого и третьего этапа происходит как на природе (ветер, поле, сад, лес), так и в помещении (дом, стол, дверь, окно, квартира). Второму и четвертому этапам характерны новые, более высокие духовные смыслы. Встречаются такие слова, как душа, успех, мечта, сердце, идея, вера, сомнение, покой, гнев, власть, радость. На облаке слов пятого этапа по мюзиклу «ТОДД» прослеживается романтическая тема: любовь, ненависть, чудо, свет, счастье.
Панки, хой!
«КиШ» — любители различных восклицаний, в песнях мы часто встречаем такие междометия, как «хой» и «хей», которые привносят особую «изюминку» звучанию и исполнению текста и подзадоривают слушателей.
Мы решили внимательно посмотреть, какие междометия пользуются особой популярностью у исполнителей. Восклицание «Хо» заняло почетное первое место, а «Ах» стабильно использовалось на протяжении 10 лет. Кстати, в песнях для мюзикла «ТОДД» подобные междометия не встречаются.
«От любви до ненависти один шаг», или что думает Dostoevsky о песнях «КиШ»
И напоследок поделимся еще одним экспериментом. Мы провели анализ тональности песен «КиШ» с помощью питоновской библиотеки Dostoevsky для русского языка. Dostoevsky анализирует предложения и делит их на 5 категорий:
- negative — негативная тональность
- positive — позитивная тональность
- neutral — нейтральная тональность
- speech — прямая речь
- skip — не распознано
В целом, зрительно оценив выдачу, можно сказать, что во многих случаях Dostoevsky правильно определяет настроение. Покажем несколько результатов наших экспериментов:
Всё б ничего, да вот беда вскоре кончилась еда,никто работать не идёт dict_keys(['negative']); В час, когда он видел фею, начинал ей повторять: жизнь свою не пожалею за твою любовь отдать dict_keys(['positive']); Слово ведьма вызывало в людях злобу и жестокость dict_keys(['negative']); Скрыть печаль свою стараясь, палач нахмурил лоб сердито dict_keys(['negative']); Спустилась ночь, погасли фонари dict_keys(['neutral']); Вдруг слышит она шорох у двери dict_keys(['neutral']); Уже накрыт огромный стол, Зажарен чудный поросенок dict_keys(['positive']); Палач затачивал топор, Несчастный с горя зарыдал : За что же ты меня, за что dict_keys(['negative']); Вот эта улица, вот этот дом, Вот эта барышня, что я влюблен dict_keys(['positive']); И с улыбкой графу сказал: Твою супругу я полюбил, не гневайся dict_keys(['positive']); В тот день её отец повеселел, Пропавшего в лесу ему не жаль dict_keys(['negative']).
На два последних примера обратим отдельное внимание. В целом, оценка правильная, но спорная. В первом примере фраза «Твою супругу полюбил» — в общем, позитивное высказывание, но графу, кажется, должно быть грустно, что у него появился конкурент. Во втором примере Dostoevsky встает на сторону справедливости и переживает за пропавшего в лесу, а не радуется вместе с отцом (хотя у глагола «радоваться» — однозначно позитивная окраска).
Мы также с помощью библиотеки Dostoevsky проанализировали каждый альбом группы в отдельности. Вот что у нас получилось:
Нельзя сказать, что Dostoevsky справился на отлично со всем объемом текста. Тональность многих предложений он не смог определить. Большинство предложений были отнесены к нейтральным. Однако, оценивая имеющиеся результаты, мы можем сделать вывод, что предложений с негативной тональностью все же больше, чем с позитивной. Самый негативно-окрашенный альбом, по оценке Dostoevsky, — «Жаль нет ружья». А самый позитивный — «Акустический альбом», который, судя по интервью участников группы, Горшок не очень жаловал и воспринимал как «сборник баллад с детскими песнями».
О «Короле и Шуте» можно долго разговаривать, еще больше — анализировать их песни. Но самое приятное и заряжающее — слушать самобытные хиты.
«Искренне прошу – смейтесь надо мной,
Если это вам поможет.
Да, я с виду шут, но в душе король
И никто, как я не может!»