Преамбула

«Русский рэпер» — словосочетание, ставшее если не ругательным, то как минимум пренебрежительным. Оно связано с целым букетом стереотипов. Представьте себе русского рэпера. Что вы видите? Человека в спортивках, окруженного «своими пацанами», или, может, парня с золотыми грилзами перед его новенькой машиной? Долой стереотипы! Время разобраться с тем, кто такие русские рэперы, и о чем они читают на самом деле.

Откуда взялся рэп?

Рэп как жанр зародился в 1970-ых годах в Южном Бронксе (район в Нью-Йорке). Первые рэперы — представители бедного чернокожего населения, поднимавшие в своем творчестве проблемы убийств, нищеты, употребления наркотиков. Трагические нарративы оказываются ключевыми для жанра того времени, рассказывая о проблемах афроамериканцев низшего класса.

С тех пор рэп сильно изменился — из маленькой культуры бедного района Нью-Йорка он вырос в самый популярный жанр в мире (Nielsen, 2017), приобретая в каждой стране свои особенности. Если вы слушали американский, русский, британский или немецкий рэп (особенно ранние периоды), вы точно заметили различия как в стиле музыки, так и в тематике текстов.

В Россию рэп пришел в конце 1980-ых и на заре своего существования многое заимствовал с западных образцов. Русский рэп 1980-90-ых продолжал традиции, заложенные западными «коллегами»: в нем также фигурировали и активно артикулировались темы районной жизни, нищеты и криминала (Лапина 2015). Лишь позже он обрел относительную самостоятельность как жанр (Фролова 2015), создавая свой стиль как в музыке, так и в смысловой нагрузке текстов.

Зачем нам знать, о чем читают рэперы?

Исследование с самого начала отталкивалось от идеи того, что рэп с 2017-ого года — самый популярный жанр музыки в мире. Ему удалось обойти по прослушиваниям рок, который больше 50 лет держал первенство музыкального олимпа. Россия тут не исключение. Рэп треки и здесь уверенно держат лидирующие позиции музыкальных чартов.

Но простая популярность мало что может нам сказать о феномене. Важно осознать другое: рэп, будучи настолько популярным, может влиять на то, как сотни тысяч людей мыслят и каких ценностей придерживаются. Согласитесь, если вам ежедневно по дороге домой в уши звучит «Я кричу своей дряни заткнись (заткнись), но все никак не пошлю ее», ваша картина мира будет отличаться от сценария, где вам каждый день включают «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» (это не была демонизация рэпа, если что).

Рэп (как бы громко это ни звучало) — один из агентов социализации, который может транслировать определенные идеи и ценности, формирующие наше мироощущение, восприятие себя и общества. Возможно, это самый мощный агент социализации из всех музыкальных жанров, учитывая его популярность. Значит, важно разобраться, о чем он говорит. Чтобы понять, какие именно идеи транслирует русский рэп, мы взялись собрать все доступные тексты русских рэперов и извлечь из них эти идеи.

Как изучить рэп целиком?

Перед анализом и извлечением транслируемых идей нам предстояло собрать данные. В поисках треков мы отправились в интернет, где встретились с первой загвоздкой: а что мы можем вообще назвать рэпом? Решили мы эту проблему просто: все, что пользователи коллективно признали рэпом, то мы и будем называть таковым. Для исследования мы взяли два сайта: ныне уже не существующий рэп-текст.рф и genius.com. Первый большой (больше 10000 текстов), но в нем почти не представлены новые исполнители, второй — огромный и международный, но русского рэпа в нем немного: чуть больше 1000 текстов. Зато на genius больше «свежих» артистов и новых текстов «старых» исполнителей. Всего после удаления дубликатов и искаженных текстов для анализа было получено 11 396 уникальных текстов.

Все тексты были предобработаны — удалены все символы, кроме кириллических, произведена лемматизация через mystem Яндекса (с помощью Python-обертки pymystem3), удалены стоп-слова (слишком часто встречающиеся, но не несущие содержательного смысла). После этого можно вытаскивать из корпуса смыслы и идеи.

Основным методом анализа здесь стало тематическое моделирование — набор методов, направленных на извлечение из большого корпуса текстов так называемых тем — наборов связанных слов («Системный Блокъ» уже рассказывал, как работает тематическое моделирование, а также как его можно делать в Tableau и в Mallet). Мы использовали тематическую модель BigARTM, которая в отличие от более ранних методов (LDA и PLSA) позволяет найти устойчивую базовую модель и, изменяя ее параметры, улучшать ее как с точки зрения интерпретации, так и с позиции формальных метрик. Результатом использования метода стала тематическая модель русского рэпа, состоящая из 17 тем.

О чем же они читают?

Вопрос, ради которого и пишется эта статья. Так о чем же они читают, эти русские рэперы? О девочках и тачках? О бедности и наркотиках? О политике? Почти обо всем из этого, но давайте разберемся подробнее. Далее будет представлена итоговая тематическая модель. В ней фигурируют слова, описывающие тему, на основе которых мы давали ей название. Темы расположены в порядке убывания вероятности встретить их в текстах.

Визуализация показывает, какие темы наиболее распространены у русских рэперов.

Оказалось, что чаще всего рэперы читают о своем жизненном пути (тема «Поиск и „становление“ себя»), о любви и природе. Обратимся к текстам, в которых эти темы выражены согласно модели сильнее всего. Например, текст группы Marry Jane «Хватит» характеризуется темой поиска и становления себя на 99%, и в нем мы видим:

Каждый пытается мне что-то сказать
В надежде на то, что его начну слушать.
Я не вижу наперед, и, может, так много
Совершаю ошибок на своей дороге,
Но это не значит, что можно исправлять меня.

Текст буквально показывает нам путь артиста, его ошибки и цель. По распространенности темы видно, что для жанра тема «становления», жизненного пути оказывается если не ключевой, то очень важной. Артист становится фигурой, двигающейся к своей цели, преодолевая препятствия.

Для демонстрации темы несчастной любви взглянем на отрывок текста Noize MC, «Навсегда». Вероятность встретить в нем тему несчастной любви в соответствии с нашей моделью — 94%:

Я сжег все твои фото, пепел выбросил в окно,
И с кем ты теперь, мне абсолютно все равно.
Все нити наших отношений давно порвались между нами,
Я никого не виню в этом, мы виноваты в этом сами.
Помнишь наши обещанья, сотни теплых слов,
Мы когда-то называли это словом «любовь».

Отчетливо виден нарратив любви в этом отрывке, и модель смогла показать высокую вероятность этой темы в нем. Также по отрывку хорошо заметно, что это именно тема несчастной любви, что можно увидеть и через совокупность слов, ее описывающих («уходить», «слеза», «боль» и другие).

Если высокая распространенность тем жизненного пути и любви кажется закономерной (не раз вы могли слышать строчки о том, как артист через тернии попадает к звездам, или о том, как его бросила подруга, и как он страдает), то тема природы и ее высокая распространенность выглядит подозрительно. Но появление темы природы в тексте рэпера вовсе не означает, что рэпер решил прочитать о своей любимой сосне или речке. Просто рэперы часто используют образы природы как художественный прием, как метафору для описания обстановки. Так, например, в тексте Скриптонита «Положение» мы видим строчки:

«Тихо, как падал снег, падал весь квартал, мы падали на полпути во сне в поисках нала».
Слово «снег» в данном случае «поднимет» вероятность встретить тему природы в тексте артиста, однако о природе как таковой речи здесь не идет.
Любовь и смерть в жизни на районе

Чтобы не рассуждать о всех темах по очереди и не утруждать читателя, рассмотрим некоторые группы тем. Как мы заметили ранее, рэп изначально говорит о проблемах бедного населения, уличной жизни и криминале. Эти особенности отчетливо видны и в русском рэпе — в темах «Смерть» (которая, по сути, третья по распространенности содержательная тема), «Жизнь на районе», «Город», «(Тяжелое) детство» и «Разборки». Их наличие позволяет говорить о том, что для русского рэпа, как и для его американского «предка», характерны трагические нарративы.

При этом русскому рэпу не чужды и более позитивные повествования. Например, через темы «Вечеринки и секс», «Успех» или «Рэперские атрибуты» мы видим, как рэперы показывают в своем творчестве свое положение, статус и, местами, доминирование. Причем мерилами успеха становятся материальное благосостояние и успех у женщин. В этих же темах, как и в текстах, в которых они ярко выражены, можно проследить паттерны гегемонной маскулинности (Connell, 2005): активное сексуальное поведение, доминирование, гомофобию, активное потребление алкоголя. Гипотеза о том, что это именно паттерны маскулинности, дополнительно подтверждается тем фактом, что почти вся русскоговорящая хип-хоп сцена состоит из мужчин. Ну, а если заглянуть в тексты, эти маскулинные манифестации легко увидеть глазами.

Кто ты, что ты сделал для хип-хопа в свои годы?

Также давайте взглянем на еще одну группу тем, ярко говорящих нам об идентификации рэперов. Мы уже увидели, что скорее всего рэпер идентифицируется со своей мужской ролью, демонстрируя свою маскулинность, но также заметно, что часть идентичности рэпера строится на том, что он… рэпер! Если мы взглянем на темы «Исполнение музыки», «Создание и чтение рэпа», «Рэперские атрибуты» и «Оскорбления», то мы сможем увидеть, что творчество рэперов наполнено демонстрацией их деятельности как артистов. Они создают рэп и читают его. Почему мы включаем здесь тему оскорблений? Дело в том, что для хип-хоп культуры, в том числе и русской, важной частью являются рэп-баттлы, суть которых заключается во взаимном оскорблении двух артистов.

И напоследок! Темы философские: «Размышления о мире» и «Размышления о родине». Прочитав эти тексты, описываемые первой, можно увидеть, что рэперы в них чаще всего говорят о мире, его строении и своем месте в нем. Второй теме хочется уделить особое внимание. Давайте взглянем на слова, ее описывающие. «Власть», «народ», «политика», «стадо» — все эти слова отчетливо показывают, что рэперы рассуждают и о политической жизни в своем творчестве. При этом можно увидеть, что о политике говорится в негативных тонах — слова «сдохнуть», «стадо», «продавать» дают ясно это понять. При этом тема политики встречается в рэпе довольно редко — вероятность встретить ее в тексте всего около 3%.

И что в итоге?

В итоге понять, какие именно ценности транслирует рэп нам и вам в уши не очень получается. Да, мы увидели паттерны маскулинности и немного задели критику власти в теме политики, но это не главный результат. Вместо этого нам удается осознать, как рэперы себя представляют и какие нарративы возникают в их творчестве. Если брать русский рэп с его истоков и по сегодняшний день, то русский рэпер — это, скорее, не тот, кто носит дорогие украшения, ездит на новых тачках и привлекает женщин. Рэпер, скорее, — существо думающее и страдающее. Рэпер — это человек, стремящийся к успеху, и при этом человек, которому многое пришлось пережить: вероятно, увидеть смерть, пережить расставание с любимой, а также буквально выжить в неуютных городских районах. Русский рэп — это сложный комплексный мир, в котором мы нашли высокое и житейское, счастливое и несчастное, успех и неудачи. Желаем и вам найти в нем что-нибудь для себя.

Источники

  • 2017 U.S. Music Year-End Report // Nielsen
  • Лапина Е. В. Опыт Анализа Поэтических Текстов Рока и Рэпа // Ответственный редактор. — 2015. — С. 79.
  • Фролова Е.В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009–2013 гг.) [Текст]: препринт WP20/2015/02 Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2015. — (Серия WP20 «Философия и исследования культуры»). — 52 с.