«Системный Блокъ» вместе с изданием «Подтекст» придумали сюжет для небольшого рассказа и предложили петербургскому писателю Александру Сорге воплотить его в жизнь. То же самое небольшое описание стало запросом для ChatGPT: мы попросили модель сгенерировать рассказ с заданным сюжетом. Сюжет у нас вышел злободневный:
Порядочный преподаватель в университете со стажем работы более 20 лет отправил студента на пересдачу. Он всегда так делал, когда видел в студентах потенциал и хотел, чтобы они стремились к большему. Но этот студент был из числа тех, кто не просто обижается на преподавателя, но и готов отомстить ему за оценку «неудовлетворительно». Он создает видео дипфейк, где этот преподаватель пристает к одной из студенток у себя в кабинете. В итоге суд приговаривает его к шести годам заключения с лишением права на преподавательскую деятельность.
Посмотрим, что получилось у робота.
Последний экзамен Игоря Викторовича
Автор: ChatGPT
Университетская аудитория 312 была залита мягким солнечным светом, и лишь слегка вибрирующий шум кондиционера нарушал тишину. Игорь Викторович, преподаватель с двадцатилетним стажем, просматривал экзаменационные работы своих студентов. В его глазах всегда была искра узнавания – он мог определить, кто из студентов действительно стоит усилий и кто может достичь большего.
На этот раз, одну из работ он отложил в сторону. Владимир – студент, который всегда был на грани «хорошо» и «отлично», но Игорь Викторович видел в нем потенциал. Он решил отправить его на пересдачу, надеясь, что это подтолкнет молодого человека к новым достижениям.
Но его решение вызвало ярость. Владимир взялся за свою месть, используя современные технологии. Он создал дипфейк – видео, где Игорь Викторович, казалось, домогается до одной из студенток в своем кабинете. Этот фальшивый ролик был так хорош, что даже близкие друзья преподавателя начали сомневаться в его невиновности.
Вскоре началось судебное разбирательство. Доказательства были настолько убедительными, что даже опытные адвокаты не смогли защитить Игоря Викторовича. Суд приговорил его к 6 годам тюрьмы с лишением права преподавания.
В тюрьме он нашел новое призвание. Он начал преподавать математику другим заключенным, пытаясь дать им второй шанс в жизни. Но его сердце было разбито. Он потерял все – друзей, репутацию и доверие.
Через год в университете обнаружили правду о дипфейке, и Владимир был исключен. Но Игорь Викторович решил остаться в тюрьме, научившись ценить простые радости и находя утешение в преподавании тем, кто действительно этого хотел. На этот раз, его студенты были те, кто действительно ценил его усилия и уроки жизни, которыми он делился с ними.
Неплохо, правда? Теперь посмотрим на текст от писателя.
Супер_Мир
Автор: Александр Сорге
Мужчина сидит в большом черном кресле. На его лице довольная ухмылка. Перед мужчиной стоит на коленях девушка. Край её короткой клетчатой юбки чуть задрался, оголив бледное бедро. Руки девушки тянутся к ремню на штанах мужчины.
— Всё, хватит, — раздражённо бросает Сергей Петрович. — Я вам говорю, что это дипфейк.
— Ну как дипфейк, — отвечает следователь, убирая смартфон в карман куртки. — Заключение нейросети: видео подлинное.
Сергей Петрович отворачивается к окну, за которым копоть ночи смешивается с грязным снегом. Вдали розовым неоном горит вывеска «Супер_март». Преподаватель ёжится — на кухне холодно.
— Ну да, у нас же нейросети сами по себе живут. За компьютером никто кнопки не нажимает, — парирует Сергей Петрович.
— Да и ваши ученики говорят… Слухи разные ходили. О вас. И потерпевшей Черепановой.
— Слухи?! — вспылил Сергей Петрович. — А вы опрашивали Сеченова? О нём слухи не ходили?
— Ивана Семеновича? Главу Госреальности? А он то тут причём?
— Сына его. Он у меня учится. Я как раз экзамен принимал две недели назад. Бездарь. У него и мотив есть. Если это год назад было, то почему видео то только сейчас всплыло?
— Сеченова… — задумался следователь. — К Сеченовым у нас доступа нет.
— Кто бы сомневался…
Стрелки мерно режут время. Тихо жужжит над столом одинокая лампочка.
— В общем, цифровой суд вынес приговор: шесть лет без права преподавания, — порвал тишину следователь. — Вы подали апелляцию, поэтому я и у вас.
Сергей Петрович не ответил — он смотрел в телефон. Бесцельно листал ленту соцсетей: вниз, вниз, вниз… Трещина на экране неприятно царапала большой палец.
«Интересно, кому моих студентов отдадут» — подумал Сергей Петрович.
Черепанову на дистанционной паре больше он не увидит. Маленькое окошко с её нечётким, зернистым изображением — теперь закрылось и оно.
— Так это… Что теперь будет? Меня переведут куда-то? Посадят?
— Да некуда тут сажать, — ответил следователь. — Ничего, по сути, не поменяется. Также дома будете сидеть. Только преподавать нельзя будет шесть лет. А после — отдадите кредит и всё. Кстати, сколько вам ещё в Госреальности?
— Долго. Три года работать, чтобы долг вернуть. И теперь ещё это…
— У вас же два кредита, вроде? На дом и на телефон. Айфон вроде, белый. А сами вон старым пользуетесь. Вы если заявление заполните, «Супер_техника» вам его сюда… Доставит.
— Н-нет. Да, может, заполню.
— У потерпевшей девушки, кстати. тоже. Белый.
— Рад за неё, — буркнул Сергей Петрович.
— Я закурю, вы не против?
— Валяйте. Раком я уже точно не заболею.
— Да уж, — улыбнулся следователь, щёлкая зажигалкой. — Забавно, я знаю, сигарета не настоящая. И когда я затянусь, ощущения внушит мне Госреальность. Удивительно, правда? Столько сил, чтобы…
— Слушайте, а можно вопрос вам личный? — перебил его Сергей Петрович.
— Давайте, — следователь выпустил облачко сизого дыма.
Или это уже был пар? У преподавателя начали неметь руки.
«Почему же так холодно»
— А вы здесь временно или тоже на постоянку?
Следователь снова устало улыбнулся:
—Я машину взял, в кредит. Прошлой зимой. Под Новый год к друзьям спешил, а снег такой был. Грязно ещё. Ну и последнее что помню — встречка… В общем, отмечал уже здесь.
— Получается…
— На постоянку, — мрачно усмехнулся следователь. — Временно сюда не попадают.
Ну что, рано писателю класть перо (клавиатуру) на полку, или все же у нейросети получилось лучше? Субъективную оценку текстов оставим нашим читателям, а сами сделаем несколько лингвистических и филологических наблюдений.
Формальные свойства текстов писателя и нейросети
В первую очередь в глаза бросается структура текстов. В тексте нейросети повествование ведется от третьего лица, а текст Александра Сорге — это диалог. Диалог — важная часть прозаического нарратива как минимум с середины 19 века, но нейросеть пошла по более очевидному и конвенциональному пути, построив весь текст в виде авторского повествования в третьем лице, без прямой речи персонажей. Диалоговая форма — это уже не стандартная форма прозы для нейросети: она по умолчанию пишет от третьего лица, а чтобы герои беседовали, ее нужно специально попросить, указав это в запросе. Играть с формой так же свободно, как писатель, нейросеть не может. Грубо говоря, любые особенности повествования в ее тексты привносит человек, придумывающий запрос.
Еще одно явное формальное отличие — ChatGPT написала весь рассказ строго в прошедшем времени. Это снова признак консервативного подхода к творчеству. Повествовательный нарратив в прошедшем времени — самая частая и популярная форма прозы. Так написаны Библия, летописи, исторические хроники и другие «каноничные» во всех смыслах книги. Так же пишутся протоколы, научные статьи и другие сухие формальные тексты, предполагающие отстраненность от событий. Писатель же начал свой нарратив с использования настоящего времени («Мужчина сидит в большом черном кресле»), что создает эффект присутствия. И лишь по ходу диалога повествование неуловимо переключается на формы прошедшего времени: в одном фрагменте Сергей Петрович «парирует», а в следующем уже «вспылил». Далее повествование идет в прошедшем времени. Смена времени повествования — яркий и нечасто встречающийся художественный прием, которым пока может сознательно воспользоваться только человек. Смена времени повествования — яркий и нечасто встречающийся художественный прием, которым пока может сознательно воспользоваться только человек.
Содержательные свойства текстов писателя и нейросети
Нужно отдать ChatGPT должное: текст получился связным, законченным, в нем прослеживается сюжет. Но сюжет нейросети более примитивен: в сущности, она просто по порядку написала обо всем, о чем ее просили. Фантазию ChatGPT проявляет только в двух последних абзацах, описывая просветительскую деятельность героя в тюрьме и даже завершая драматичную историю на позитивной ноте. Писатель же оттолкнулся от придуманного нами сюжета и создал антиутопию, перенес историю преподавателя в фантастический мир. У ChatGPT никакой новой художественной вселенной не возникает: об этом надо просить явно. Еще в тексте Сорге мы узнаем фамилию «потерпевшей» студентки и встречаем новых персонажей: безымянного следователя и Ивана Семеновича Сеченова, главу Госреальности. Подробности о характерах героев, их мыслях и отношении друг к другу тоже обогащают сюжет.
Интересно, что и нейросеть, и писатель вводят в рассказ похожие детали: в аудитории Игоря Викторовича в сгенерированном рассказе тишину нарушает «лишь слегка вибрирующий шум кондиционера», а у Сорге герои сидят на кухне, где «жужжит над столом одинокая лампочка». Писатель не видел текста ИИ перед тем, как создавать свое произведение. Очевидно, такого рода детали стали клишированными, и их легко вынимают из общего «коллективного бессознательного» и люди, и нейросети.
Итог сравнения
У писателя-человека получилось настоящее фантастическое произведение-антиутопия, где действие происходит в «Супер_мире», которым управляет Госреальность. Нейросеть, в отличие от человека, не может придумать мир сама, она по умолчанию создает самый заурядный реалистичный сеттинг. Образы героев у писателя тоже более продуманные и детализированные, и помимо основных персонажей появляются дополнительные, которые обогащают сюжет.
Материал подготовлен в рамках спецпроекта «Писатели vs Нейросети»