…Если бы у меня не было возможности распространять честную информацию через соцсети — не только Твиттер, а еще Фейсбук, множество других платформ —, я бы не говорил сейчас с вами как Президент.

Дональд Трамп в интервью для канала Fox News Channel

Исследования подтверждают, что Твиттер является связующим звеном между политиками и гражданами: члены Конгресса, например, часто твитят не о тонкостях политической жизни страны, а выкладывают ссылки на новостные статьи и блоги, делятся моментами из своей жизни. Барак Обама был первым, кто начал активно использовать Твиттер в президентской гонке. В отличие от других кандидатов, он активно ретвитил сообщения подписчиков, что помогало наладить контакт с потенциальными избирателями.

В 2016 году, когда кандидатами в президенты США были Дональд Трамп и Хиллари Клинтон, использование Твиттера вышло на новый уровень. Сегодня уже не требуется доказывать, эффективна ли коммуникация с избирателями через Твиттер — мы знаем, что эффективна, потому что Дональд Трамп выиграл президентские выборы; гораздо более интересным кажется вопрос, почему эта стратегия работает.

К 2018 году аккаунт Дональда Трампа насчитывал около 22 тысяч твитов, самому раннему из которых было почти десять лет. Этот значительный массив информации послужил материалом лингвистического исследования: Джек Грив и Изобель Кларк из Бирмингемского университета изучили грамматический аспект эволюции твитов Дональда Трампа. Толчком к исследованию стал твит Трампа, в котором президент расписался в воспрепятствовании правосудию.

Мне пришлось уволить генерала Флинна, потому что он солгал вице-президенту США и ФБР. Он признал свою вину. Досадно, потому что его действия в переходный период были законными. Прятать было нечего!

После этого твита многие задались вопросом, написал ли его именно Дональд Трамп (впоследствие авторство твита признал адвокат президента Джон Дауд). Лингвисты смогли установить, что стиль спорного твита был относительно необычным, но полностью исключить вероятность того, что твит написал Трамп, было нельзя.

В рамках масштабного исследования стиля коротких сообщений Дональда Трампа с его аккаунта выгрузили все твиты и удалили ретвиты. Затем автоматическая разметка определила грамматические качества текста, например части речи. Статистический анализ лингвистических особенностей, встречающихся в рамках одного твита, позволил сделать выводы о стилистических особенностях идеолекта Дональда Трампа. Стиль твитов сильно меняется в рамках большой выборки, и эти изменения напрямую зависят от политической ситуации: так, по сравнению со всеобщими выборами, во время республиканских предварительных выборов тон твитов был более разговорным, неофициальным.

Стилистика твитов меняется, чтобы достичь определенных коммуникативных целей. Например, на всем протяжении предвыборной кампании тон твитов отчетливо отстраненный; мнения подаются как факты, а альтернативные точки зрения игнорируются. Особенно заметным это становится после публикации видеоролика 2005 года, в котором Дональд Трамп вульгарно высказывается о женщинах (ставшая известной фраза «grab them by the p***y» — как раз из этого видео) — таким образом Трамп и его команда могли попытаться уменьшить негативные последствия скандала.

Анализ твитов позволил даже предположить, когда произошли какие-то не озвученные широкой публике события, например, когда Дональд Трамп принял решение баллотироваться в президенты. Стиль резко меняется в феврале 2015 года, а вскоре после этого Трамп собирает исследовательский комитет для участия в выборах.

Исследование Джека Грива и Изобель Кларк — не единственное, посвященное твитам Трампа. Люк Перри и Пол Джойс из Колледжа Ютика в США подвергли пристальному рассмотрению не все твиты из его аккаунта, а только сопровождавшие его предвыборную кампанию со дня объявления номинации на пост президента (25 мая 2016 года) до дня инаугурации (20 января 2017 года). Эта выборка составила 1229 твитов. Лингвисты искали ответы на вопросы когда, как и о чем писал твиты Дональд Трамп.

Чтобы ответить на вопрос «Когда?» все твиты дональда Трампа разбили на шесть 4-часовых блоков согласно времени публикации. Твиты распределились следующим образом:

Как видно из графика, чаще всего Дональд Трамп писал твиты с 5 до 9 утра, а реже всего — с 9 вечера по час ночи. Определенная доля твитов (10%) была отправлена ночью, однако эти данные не подтверждают заявления, что Трамп любит твитить по ночам.

Для ответа на вопрос «Как пишет твиты Дональд Трамп?» собранный материал разбили на следующие категории: утверждение, вопрос, восклицание и КАПС.

Восклицания (59%) в Твиттере Дональда Трампа оказались даже более частотными, чем утверждения (36%). Самыми малочисленными оказались вопросы — очевидно, для Трампа Твиттер стал своеобразной трибуной, а не местом, где можно получить ответ. Кроме того, среди малочисленной категории вопросов большинство оказалось риторическими. Помимо этого, каждый пятый твит был написан одними заглавными буквами (КАПС), что в интернет-коммуникации считается эквивалентом крика.

Среди твитов Дональда Трампа выделяется следующие направления темы: негатив, информативность, благодарность, ободрение/сочувствие.

Негативные твиты начали появляться в самом начале кампании и продолжались до самых выборов; как показывает статистика, они оказались самыми частотными. В два раза реже Дональд Трамп делился информацией с публикой, хотя в политическом контексте именно с этой целью Твиттер использовался раньше. 14% твитов составляют благодарности: по большей части тем, кто его поддерживает, а также публике недавних выступлений. В 13% твитов Дональд Трамп выражал одобрение и сочувствие, часто связанное с каким-то событием или трагедией. Ни один из твитов не содержал ответа на твит другого пользователя: Трамп предпочитает одностороннюю коммуникацию.

Сообщения в Твиттере как один из аспектов политической сферы интересуют не только лингвистов. После успешной кампании Трампа, большой частью которой был Твиттер, встают следующие вопросы: что будущие кандидаты в президенты могут вынести для себя, анализируя успешный опыт Дональда Трампа? Следует ли считать, что односторонняя коммуникация, которой придерживался Трамп, является более действенным инструментом, чем прямой диалог с избирателями? Какой будет стратегия будущих кандидатов, учитывая, что «переиграть» Дональда Трампа в плане накала страстей и эмоциональности (каждый пятый твит капсом!) будет трудно?

С этого года Системный Блокъ тоже обосновался в твиттере. Подпишитесь!

Источники