Жители большинства городов мира, особенно крупных, привыкли к тому, что общественный транспорт работает таким образом: человек приходит на специально определенное место и садится на определенный вид транспорта. Транспорт доставляет его в другое определенное место, где поездку можно прекратить. Но это возможно только если создана система тех самых определенных мест и видов транспорта — то есть остановок и маршрутов, по которым этот транспорт ходит. Согласитесь, это применимо к любым видам, будь то самолеты (хотя не очень-то он и общественный), паромы или автобусы.

Автобусы и война

Есть и особые случаи. Ливан — страна Ближнего Востока, расположенная на побережье Средиземного моря. С 1975 по 1990 годы, целых 15 лет, здесь бушевала гражданская война, которая оставила после себя полностью уничтоженную систему автобусного сообщения внутри страны и крупных городов. Прошло уже почти тридцать лет с момента установления мира, но в столице страны Бейруте вы не найдете ни одной автобусной остановки.

Несмотря на высокую популярность сервисов такси и частных авто (которые вносят немалый вклад в загазованность воздуха в городе), автобусы все же есть. Другое дело, что неместному жителю чрезвычайно сложно будет разобраться в системе, которая работает без четких ориентиров и схем. Автобусы в Бейруте работают так: вы должны знать, куда едет вот этот самый маршрут, и если он вам подходит, остановить нужный вам автобус небрежным взмахом руки в любом удобном месте. Легко сказать… Честно говоря, с точки зрения европейца, проще взять такси. Судя по наводненным желтыми машинами улицам, эту точку зрения разделяют многие.

Связать водителя и пассажиров: YallaBus

Группа студентов из Американского университета Бейрута взялась исправить ситуацию с общественным транспортом в городе. Конечно, речь не идет о запуске собственных маршрутов — но о документировании уже существующих. Для этого использовались данные GPS и наблюдения волонтеров, и в результате команда, давшая своему продукту название YallaBus, получила примерную схему маршрутов городских автобусов Бейрута. Основываясь на ней, разработчики хотели «соединить» водителей автобусов и потенциальных пассажиров, показывая последним виртуальные места остановок, где проще всего поймать автобус, а первым — места сосредоточения пассажиров, которые хотели бы воспользоваться услугами автобуса.

Целью проекта было не создать новую сеть транспорта, а извлечь максимум из уже существующей. Со временем на месте наиболее часто используемых зон для посадки и высадки можно было бы поставить настоящие остановки. К сожалению, сейчас проект выглядит замороженным, но хочется надеяться, что это временно.

Карта автобусов Бейрута проекта YallaBus

Автобусные покатушки с GPS

Похожий проект Bus Map Project был основан двумя ливанцами в 2016 году, и также собирает информацию о маршрутах автобусов, в основном самым простым способом — волонтеры проекта ездят на автобусах и записывают GPS-трек перемещения. Bus Map Project имеет более обширную историю, будучи основанным на работе и увлечениях разных людей — урбанистов, журналистов, ГИС-специалистов — только относительно недавно собравшихся вместе. Участники проекта ведут блог (правда, не весь он на английском), из которого можно узнать о последних новостях. В этом году участники проекта также сделали печатную карту маршрутов автобусов, которую старались распространять по мере возможности.

Карта маршрутов автобусов Бейрута (городских и междугородних) на сайте Bus Map Project

В одном из постов блога Bus Map Project интересно характеризует транспортную систему Ливана как «сеть из сетей» (network of networks), части которой могут принадлежать государству, муниципалитету, компаниям или вообще являться семейным бизнесом, могут работать только на одном маршруте или сразу на нескольких…

Еще одна частая проблема в попытке картографировать маршруты общественного транспорта (возможно, присущая странам Ближнего Востока) — место здесь не всегда имеет четкую привязку, вроде координат или номеров домов, а чаще описывается особенными деталями и признаками. Нет смысла искать дом по адресу, если ими все равно никто не пользуется, гораздо быстрее найти место по его описанию.

Из-за таких особенностей Bus Map Project часто подчеркивает, что все собранные ими данные не являются полными и полностью достоверными — всегда есть чем их улучшить, к чему они и приглашают всех заинтересовавшихся.

Пока что работы в этой области в стране хватит и на несколько проектов, так как государство не проявляет особого интереса к формированию централизованной сети общественного транспорта или хотя бы её документированию. Инициатива исходит исключительно от самих жителей.

Источники: