Современные городские планировщики на Западе очень любят термин «соучаствующее проектирование». Это значит, что при разработке концепции нового городского проекта учитывается мнение жителей. Мы не будем здесь говорить о том, насколько это практика действенна или нет, но расскажем, как технологии могут быть использованы для вовлечения жителей в градостроительный процесс. Итак, есть несколько основных способов.

Способ номер один: «добровольные» геоданные

Про то, что такое геоданные, мы уже писали здесь, здесь и здесь. Существуют классические геоданные, собираемые компаниями с или без ведома пользователей, и «добровольные» геоданные, которые загружают сами пользователи. Например, есть open source альтернатива Google Maps под названием OpenStreetMap: каждый может поучаствовать в картографировании какого-либо места на Земле. Ещё существует проект Wikimapia, который работает как его старшая сестра Википедия: сами пользователи добавляют описания мест, загружают картинки и информацию.

Следствие роста популярности «добровольных» геоданных — демократизация использования географических информационных систем, раньше доступных только профессионалам. Особенно это видно на примере Google Earth, где за считанные минуты можно визуализировать несколько видов информации на одной карте.

Вот пример такой карты: на ней изображен Лондонский район Сохо (карта 1843 года). Зелёными точками обозначены смерти после эпидемии холеры 1854 года, а красными треугольниками — колодцы. Доктор Джон Сноу (нет, это не тот парень из Игры Престолов) доказал, что колодец посередине картинки и был причиной распространения эпидемии.

Хорошо, понятно про геоданные, но как это поможет городскому проектированию? Дело в том, что управленческие решения принимаются на основе массива данных, и чем ближе жители к производству и обработке этих самых данных, тем больше у них власти менять свои города так, как они хотят сами.

Способ номер два: мобильные приложения

Вообще существует три наиболее распространенных вида вовлечения жителей в процесс управления городом. Первый — это просто информирование жителей о новых решениях (public communication), второй — это извлечение из жителей необходимой для принятия решений информации (public consultation), третий — установление диалога между жителями и управленцами (community participation), то самое «соучаствующее проектирование».

С помощью мобильных приложений по сути можно попробовать все три способа. Например, есть приложение мэрии, которое сообщает о новых проектах и планах развития города, и житель в режиме реального времени может следить за всеми изменениями (как например в этом приложении французского города Лиона).

Вот как выглядит интерфейс такого приложения

Ещё есть приложения, которые собирают мнения жителей насчет определенных городских решений (как, например, «Активный гражданин» в Москве. Хотя насколько весома тут роль жителей — спорный вопрос). Приложения последнего типа же встречаются очень редко, и это значит, что нам есть куда развиваться.

Способ номер три: видеоигры

Самый весёлый и заодно многообещающий способ вовлечение жителей — это игры, как онлайн, так и оффлайн. Способные рассказать понятным языком технические детали и по-настоящему заинтересовать горожан, игры могут вовлечь жителей на самых ранних этапах очередного девелоперского проекта.

В Университетском Колледже Лондона (Архитектурной Школе Бартлетт) существует исследовательский кластер, посвященный видеоиграм и городскому дизайну. Его кураторы — архитекторы Luke Caspar Pearson и Sandra Youkhana (YOU+PEA). Один из проектов их лаборатории — это игра Playable Planning Notice, придуманная студентами Zhibei (Mica) Li, Shenghan (Hannah) Wu и Meiwen Zhang. Эта игра исследует ограничения градостроительных норм Великобритании и позволяет жителям предложить свои идеи насчет района Camden в Лондоне.

Афиша видеоигры Playable Planning Notice

Источник

Технологии уже используются в мировой урбанистике повсеместно, особенно в транспортном планировании для регулирования трафика и оптимизации общественного транспорта. При этом большинство градостроительных проектов всё ещё мало отвечает на запросы самих жителей, и тут снова могут прийти на помощь технологии. Правда, следует помнить, что «добровольные» геоданные, мобильные приложения и видеоигры — это инструменты, которые могут дать плодотворные результаты только при их грамотном использовании.

Источники

Лекция Luke Caspar Pearson и Sandra Youkhana в Стрелке про игровой урбанизм
Статья про «добровольные» геоданные
Буклет исследовательских проектов Архитектурный Школы Бартлетт (2016-2017)
Статья (и ещё статья) про мобильные приложения и соучаствующее проектирование