Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Олег Собчук из Института Макса Планка и Питер Тинитс из Таллиннского университета обнаружили, что до сих пор никто не задался целью изучить усложнение сюжетов фильмов за счёт анахроний при помощи количественных методов. На примере голливудских фильмов они исследовали анахронии, чтобы предоставить количественные доказательства роста анахроний, а также предложить теоретическое обоснование обнаруженного феномена.

Если вы ничего или почти ничего не поняли из предыдущего абзаца, но теперь хотите понять — это нормально. Так работают анахронии — а что это такое и зачем нужно нам, давайте разбираться дальше.

Эта песня хороша — начинай с конца

В фильме «500 дней лета» события показаны как будто в случайной последовательности. Начинается всё с 488-го дня, затем идут 1, 290, 1, 3, 4, 8, 154, 11, 22, 27, 28, 31, 282, 34 и так далее. Это история любви парня по имени Том и девушки по имени Саммер — казалось бы, сюжет далёк от детективного, но за счёт якобы хаотичного порядка событий сложно — если вообще возможно — угадать, чем история закончится. Если судить по первым кадрам фильма, герои как будто собираются жить долго и счастливо — но друг с другом ли?

Такой приём называется анахронией и применяется в кинематографе довольно часто. Историки кино отмечают, что сложные временные структуры стали популярны в фильмах с 1990-х, и постепенно уровень сложности только повышался.

Притягательность анахроний объясняется когнитивными факторами, идея о которых восходит к теории культурной эволюции и культурного притяжения (краткий и вольный пересказ: фольклор, изобразительное искусство, музыка, язык и другие культурные представления приспосабливаются к когнитивным предубеждениям людей). Наша жизнь неуклонно ускоряется и усложняется, и изменения когнитивного восприятия затронули различные двигатели культурной эволюции: религиозные верования, городские легенды, сказки, блоги. Чтобы донести информацию до адресата, создателям контента приходится постоянно искать способы привлекательной подачи. Фильмы тоже подстраиваются под наши предпочтения: например, средняя длительность одного плана уменьшилась с 10 секунд до 4, при этом количество движения на экране увеличилось, а яркость картинки понизилась — быстрой смене кадров при тёмной картинке проще удержать внимание зрителя.

Истории, которые приходится на протяжении фильма собирать, как головоломку, смотреть интереснее — ведь хочется узнать, чем же всё закончится. Анахронии успешно справляются с тем, чтобы поддерживать интерес зрителя, поэтому дальше, по мнению Собчука и Тинитса, фильмов с нарушенной хронологией будет только больше. Причем есть два варианта развития событий: будет увеличиваться либо число анахроний в фильме, подогревая интерес зрителя сюжетными поворотами, либо качество — анахроний на квадратный сантиметр фильма будет меньше, зато они будут более качественными.

Элементарно… Или не очень

Для исследования были выбраны фильмы в детективном жанре, так как они обычно построены на интриге, а использование анахроний — самый лёгкий способ закрутить сюжет.

Для того, чтобы отобразить культурные тренды в киноиндустрии, составили выборку самых популярных детективных фильмов за период с 1970 по 2009 год. Подборки самых популярных фильмов часто используются в исследовании кино, чтобы выявить тренды, характерные для зрителей и создателей фильмов. Обычно такие исследования базируются на данных кассовых сборов, но эти данные могут сильно зависеть от маркетинга, а не реального мнения зрителей о фильме. Поэтому исследователи взяли данные рейтинга IMDb (Internet Movie Database) как более правдиво отражающего то, что люди считают интересным. Далее период с 1970 по 2009 годы поделили на отрезки длиной в 5 лет, и из каждого взяли 100 фильмов с наивысшим рейтингом. Затем из каждой сотни отобрали по 10 фильмов с самым высоким пользовательским рейтингом (на основе лайков и дизлайков). Таким образом получилась выборка из 80 фильмов за 40 лет.

В каждом фильме были вручную размечены тайм-коды анахроний. Это позволило проанализировать два аспекта: 1) частоту анахроний в фильме: 2) расположение анахроний внутри фильма.

Исследователи решили проверить, есть ли зависимость между годом выхода фильма и количеством анахроний в них. Сначала они применили для этого обычную линейную регрессию, но результаты оказались незначимыми. Они предположили, что причина в сильной внутренней разнородности данных, и решили применить квантильную регрессию, которая позволяет находить закономерности для отдельных частей данных. Этот метод показал, что значимый рост анахроний со временем наблюдается не все 40 лет, а только на некоторых промежутках времени, и все фильмы можно разделить на три группы — с большим, средним или маленьким количеством анахроний. Но квантильная регрессия все еще не могла показать, сколько фильмов в каждой категории, и как именно они распределяются во времени.

Чтобы это узнать, все фильмы поделили на 4 десятилетия и применили кластерный анализ. В каждом десятилетии получилось выявить схожие закономерности, на основе которых выделили три кластера фильмов: консервативный (небольшое количество анахроний, суммарно 48 фильмов), умеренный (среднее количество анахроний, суммарно 24 фильма) и экстремальный (большое количество анахроний, суммарно 8 фильмов).

Распределение фильмов на три кластера по количеству анахроний. По вертикали — количество анахроний в час, по горизонтали — десятилетия, снизу — названия кластеров (слева направо: conservative — консервативный, moderate — умеренный, extreme — экстремальный). Каждый кластер обозначен прямоугольником — «ящиком» (см. ящик с усами) определенного цвета, толстая линия внутри ящика отмечает среднее значение в кластере, границы ящика и «усов» — определенные доли данных. 

Затем они снова применили линейную регрессию, чтобы проверить, есть ли зависимость между кластером фильма и его годом выхода. Полученная модель показала значимую связь. Консервативный кластер показал очень медленный рост использования анахроний со временем, умеренный кластер — умеренный рост, и, наконец, экстремальный кластер — самый высокий рост. Собчук и Тинитс отмечают, что результаты для экстремального кластера могут быть не так достоверны, как хотелось бы, из-за его небольшого размера. 

Щепотки анахроний по вкусу

Следующим этапом был расчёт распределения относительного расположения анахроний внутри фильма. Экстремальный и умеренный кластеры показывают более равномерное распределение анахроний на протяжении фильма, чем консервативный. Видимо, в этих фильмах они используются для поддержания интереса зрителя (как в «500 дней лета», где каждая новая анахрония даёт скорее больше вопросов, чем ответов к истории Тома и Саммер, и, соответственно, триггерит любопытство). В консервативном кластере анахронии, как правило, расположены ближе к началу или концу фильма. Такой подход можно объяснить на примере детективного фильма, в котором при помощи анахронии либо закручивается сюжет, либо объясняется, что же там происходило. Другой вариант использования анахроний — функция «встраивания» в сюжет: когда при помощи одной анахронии в начале фильма создаётся флэшбэк, и история открывается, а при помощи другой, в конце, создаётся флэшфорвард, и история закрывается.

Средняя доля анахроний в фильмах для первых 5% (слева) и последних 25% (справа) продолжительности фильма на кластер. Пунктиром показана ожидаемая доля, если бы анахронии распределялись во времени равномерно. 

Что и требовалось доказать

В целом, результаты данного исследования согласуются с исследованиями когнитивного влечения: когнитивные предпочтения людей могут формировать культурные артефакты. Но с фильмами картина получается несколько более сложной: для некоторых популярных фильмов наблюдается чёткая тенденция к увеличению количества анахроний, а другие фильмы стали популярными и вовсе без них. Вариантов, почему так, как минимум три: а) несмотря на то, что фильм детективный, он удовлетворяет не любопытство, а чувство юмора или страха; б) есть другие способы пробудить любопытство, помимо анахроний; в) фильмы с разными художественными приёмами популярны у разных категорий зрителей — и кому-то просто не интересны анахронии.

В этом исследовании был выбран детективный жанр, поскольку для него использование саспенса наиболее ожидаемо. Для полноты картины стоит исследовать и другие жанры (комедия, ужасы, драма и т.д.) — хотя с высокой вероятностью для них тенденция к анахрониям будет ниже, а скорее сработают другие приёмы.

Источник: 

Sobchuk, Oleg & Tinits, Peeter (2020). Cultural Attraction in Film Evolution: the Case of Anachronies. Journal of Cognition and Culture 20 (3-4):218-237.