Россию принято делить на основную полосу расселения и все, что вне ее. Северные части, Арктику принято считать этой «серой» зоной бездорожья, но при ближайшем рассмотрении эти северные территории очень разные и по плотности населения, и с точки зрения обеспеченности территорий тем или иным видом транспорта.
Обеспеченность транспортом можно рассчитать методами пространственного анализа точно локализованных данных. Анализ производится по стандартизованной шестиугольной сетке с шагом 50 км. Размер ячеек сетки соответствует средней площади муниципальных районов в России (в целом, можно считать эквивалентом уровня NUTS 3 европейской статистики). Все данные затем нормируются по площади ячеек — это позволяет получить сопоставимую картину по всем показателям.
Если взглянуть на плотность автодорог, посчитанную таким образом, явно видна основная полоса расселения и отдельные оси-коридоры, тянущиеся от нее на север. Многие из них носят сезонный характер (например, участки трассы Якутск — Анадырь).
Картина обеспеченности железными дорогами — еще контрастнее:
Коридоров, соединяющих основную зону освоения и северные районы, по сравнению с конфигурацией автодорог, существенно меньше. Это объясняется тем, что строительство железных дорог окупается только при существенных объемах грузо- или пассажиропотоков.
Предыдущие карты могли создать ощущение полной безжизненности северных районов, однако карта аэропортов показывает, что это не совсем так:
Отчетливо видны очаги освоения в наиболее труднодоступных местах страны. При этом в районах добычи наиболее «дорогих» минеральных ресурсов (нефть, алмазы) плотность авиатранспортной инфраструктуры сопоставима с аналогичной в центральных регионах!
Поэтому разделение страны на «освоенную» южную и «неосвоенную» северную части довольно поверхностно — картографические визуализации это наглядно показывают.
Автор картографических материалов Руслан Гончаров