Техноистория
Первый урок — техноистория. Поговорим о том, как цифровые технологии влияют на жизнь общества и что об этом думают сами люди.
Знаете ли вы, что в Советском Союзе пытались создать свой интернет? Точнее, автоматизированную систему сбора информации со всех предприятий СССР. Предполагалось, что на основе этих данных будут приниматься эффективные решения для управления экономикой. Почему амбициозный проект не стал реальностью, читайте в статье «Интернет на службе коммунизма: как СССР создавал свою электронную сеть».
Задумывались ли вы о том, что исторические компьютерные игры не просто погружают в прошлое, но и формируют картину мира в настоящем? В этом материале рассказываем, есть ли познавательная ценность в исторических видеоиграх с альтернативной хронологией и какие общественные дискуссии они вызывают.
А может, обсудим, заменят ли умные роботы людей в работе и повседневной жизни? Такие опасения существуют давно — и они отразились в кинематографе. Подробности читайте по ссылке — и перейдём к следующему занятию.
Цифровое музыковедение
Сколько раз Бетховен или Моцарт слушали свои произведения? Вряд ли много: для этого нужно было собрать целый оркестр. Сейчас же достаточно нажать пару кнопок на телефоне. Из статьи «История форматов музыки: От Эдисона до Spotify» вы узнаете, какой была первая песня, записанная на носитель, и что можно считать первым музыкальным альбомом.
Цифровые технологии влияют не только на то, как мы слушаем музыку, но и на то, как мы её осмысляем. Анастасия Панасюк использовала количественные методы и исследовала тексты популярных российских исполнителей с 1990 года, а мы собрали самые интересные находки — маркеры времени: о чём мечтали музыканты последних 30 лет, какую еду и напитки упоминали чаще всего, как описывали денежные отношения.
Биоинформатика
Для тех, кто не может определиться, какой профиль обучения ближе — технологический или естественно-научный, — рассказываем о биоинформатике. Это междисциплинарное научное направление, в котором используются компьютерные методы для анализа биологических данных. Биоинформатики решают разные практические задачи. Например, вместе с палеогенетиками помогают археологам определить, чем болели люди в каменном веке, и даже отследить пути распространения болезней.
А ещё прочитайте материал о криминалистической биоинформатике — и узнаете, как по следам пыльцы на обуви раскрывают преступления. Убедитесь, что это научный метод геолокации, который используют больше полувека, а не выдуманный сюжет книги или сериала.
Компьютерная лингвистика
Можно учить правила русского или английского языка, а можно изучать язык как систему — этим занимается лингвистика. С развитием компьютерных технологий лингвисты получили новые инструменты для исследований. Так, в середине XX века наука о языке сближается с математикой и информатикой — и зарождается компьютерная лингвистика. Вы с ней встречались, если пользовались автоматическим переводом текста с другого языка или суммаризацией (составлением автоматического краткого пересказа).
Но можно ли компьютерную лингвистику применять в других областях жизни, например, в медицине? Да! В статье «Компьютерная лингвистика в медицине: от справок до COVID» вы найдёте примеры того, как NLP (обработка естественного языка) помогала бороться с коронавирусом и упрощала взаимодействие людей.
А если вам интересно узнать, как компьютеры понимают, насколько просто написан текст, рекомендуем познакомиться с материалом «Многабукаф, ниасилил: как алгоритмы оценивают сложность текста». Там же вы узнаете, чем эти данные полезны маркетологам, чиновникам и методистам.
Нейросетевое творчество
Хочется творить, но не любите возиться с красками и мыть кисточки после рисования? Есть идеи для книги, но не можете переложить их в текст? Присмотритесь вместе с нами к нейросетям. Мы проверили, насколько хорошо (или плохо) у искусственного интеллекта получается писать художественные тексты и рассказали об этом в статье «Как это (не) работает: технологии нейросети-писателя». А если вы пока не готовы сотрудничать с ИИ, пройдите наши тесты и попробуйте отличить художника от нейросети, а живого поэта от электронного.