Блоги
Горький урок ABBYY: как лингвисты проиграли последнюю битву за NLP
Недавно СМИ облетела новость об увольнении всех российских программистов из компании ABBYY (тоже в прошлом российской, а теперь уже совсем нет). Теперь, когда страсти вокруг обсуждения дискриминации сотрудников по паспорту улеглись, хочется поговорить о более глубокой истории. Закат ABBYY — это фиксация проигрыша последней битвы лингвистов за автоматическую обработку языка. Мир Data Science победил. Главный редактор «Системного Блока» Даниил Скоринкин, работавший ABBYY в 2013–2017, подводит итоги и пытается сформулировать уроки из этой истории, начало которой — еще в 1990-х годах. С мемасами и метафорами.
Финал Finale: конец софта, на котором за 35 лет выросли поколения музыкантов
Музыковед Василиса Александрова рассказывает историю заката программы для записи нот Finale, которая появилась в 1988 году. Программе Finale посвящали учебники, по ней вели курсы, но теперь она больше не поддерживается — и для многих пользователей это настоящий удар.
Зачем нужны гуманитарии?
Гуманитарии не создают сталелитейные сплавы, не предлагают технологий производства процессоров на 10 нанометров, даже рычагов управления обществом придумать не могут... Но почему-то продолжают существовать. Почему? По мнению филолога Бориса Орехова, ключевая миссия гуманитариев для человечества — хранить его память и обеспечивать вневременной диалог. Например, с Платоном.
Про цифровые издания
О том, какие возможности предоставляет электронная форма издания поэзии, если смотреть на это не глазами традиционного филолога, а глазами читателя и цифрового гуманитария.
О скудости контекста в цифровой гуманитаристике
Колонка академической руководительницы магистратуры по DH в ИТМО Полины Колозариди про то, как тяжело даётся синхронность критического подхода и прикладного действия
Шахматы и компьютерные технологии сегодня
Как компьютеры меняют современные шахматы, зачем кодировать ходы, как с помощью электронного подхода повысить зрелищность игры и что такое премув?
Не (с)только криптография
Про Музей криптографии глазами гуманитария: как в экспозиции удалось смешать культуру и технологии в равной пропорции, что стоит на литературной полке музея криптографии и почему внутри музея царит атмосфера Системного Блока.
Стрит-арт в галерее и в цифре
Остаётся ли стрит-арт таковым, если его перенести с улиц в цифру? Как расширяются границы научных исследований стрит-арта? Читайте новый текст DH ИТМО о выставке уличного искусства «Палимпсест», созданной на стыке классики и новаторства
Проблема цифрового архива: почему информацию надо спасать
Интернет создает ложное ощущение: всё, что мы выгрузили в сеть, останется там навсегда. На самом деле нет. Одни сервисы закрываются, и всё, что на них было опубликовано, пропадает, другие платформы страдают от утечек и проблем с серверами, третьи просто удаляют данные тех пользователей, которые долго не заходили в свой аккаунт. Как можно решить проблему архива в XXI веке, рассуждает доцент НИУ ВШЭ и соосновательница сообщества DHCLOUD Анастасия Бонч-Осмоловская.
UX в(c) DH. Интервью про UX-исследования, Human-Computer Interaction и связь юикса с цифровой гуманитаристикой
Чем отличается UX от UX-исследований? Как они соотносятся с цифровой гуманитаристикой и DH-проектами? Юиксеры изучают пользователей или объекты в цифре?
Гуманитарные проблемы актуальных наук
Колонка академической руководительницы магистратуры по DH в ИТМО Полины Колозариди об актуальных и классических науках, гуманитарных проблемах и цифровых дисциплинах.
Секретная жизнь ранних ЭВМ. Как криптография повлияла на появление современных цифровых компьютеров, и почему об этом надолго забыли
Об истории первых шифровальных машин и устройств для дешифрования, о том, как дешифровальные службы повлияли на развитие ЭВМ и компьютерной лингвистики
Выставка «Исчезнет или превратится»: как куратор воспроизводит семейную память
Эссе-рассуждение по итогам кураторской экскурсии с Ксенией Диодоровой, куратором выставки «Исчезнет или превратится» из программы фестиваля искусств Востока DAIRAFEST ‘VII. Поговорили о работе кураторов и о месте человека, традиции и метафоры в экспозиции.
Есть задача, нет датасета
Поговорим о том как решать задачи машинного обучения при отсутствии датасета.
Техника — это хорошо? Интервью с преподавателями и студентами курса «Цифровой субъект / цифровой объект»
Кто создает цифровое пространство? Какими могут в нем быть объекты и субъекты и что нам дает понимание таковых?
Что читают на программе по Digital Humanities? Выбор преподавателей DH-центра ИТМО
Разговор с преподавателями DH-центра ИТМО о том, какие тексты читают на магистерской программе по Digital Humanities и как эти тексты соотносятся с учебными дисциплинами и курсами.
Госкаталог - немного статистики
В прошлый раз мы разбирались, как добыть открытые данные о произведениях, хранящихся в фондах музеев. Сегодня мы немного изучим данные, что нам удалось скачать.
Как непредвзято изучать организации? Интервью с Лёней Юлдашевым
Разговор о связи социологии организаций и Digital Humanities, обоснованной теории и возможности соединить прикладные и академические исследования.
Машинное обучение: классификация
Продолжаем рассказывать про основные понятия в области машинного обучения и искусственного интеллекта. сегодня на очереди классификация.
Пираты, эльфийский язык и секретные послания: криптография и защита авторских прав. Часть вторая, цифровая
Как Галилео Галилей защищал своё первенство в научных открытиях с помощью криптографии? Почему для защиты от пиратского просмотра телекомпании намеренно искажали телевизионный сигнал? Новый пост Музея криптографии в «Системном Блоке» о том, как шифрование использовалось для защиты авторских прав.
Пираты, эльфийский язык и секретные послания: криптография и защита авторских прав. Часть первая, аналоговая
Криптография — это наука о защите информации с помощью математических методов. Однако речь здесь идет не только о безопасной передаче сообщений из точки А в точку Б, но и о множестве других смежных задач, например, о подтверждении авторства и невозможности от него отказаться.
В этой серии материалов мы поговорим о другой связи криптографии и авторства — о том, как криптографические методы используются для защиты копирайта в аналоговом и цифровом мирах.
Электронные ноты: особенности использования
Сегодня часто можно увидеть музыкантов, играющих, глядя не в бумажные ноты, а на планшет. Но чтение нот с электронных устройств распространено не так широко, как чтение электронных книг со смартфона, планшета или специальной «читалки». В чём причины? Я изучила опыт музыкантов и исследования о том, как используются электронные ноты.
Этими самыми руками
Колонка академической руководительницы программы по DH в ИТМО Полины Колозариди о том, какая работа идёт в магистратуре по цифровым методам в гуманитарных исследованиях.
Зачем обучать машины
Зачем учить машины и из каких ингредиентов готовить это блюдо? Первая статья из серии о применении машинного обучения в искусстве.
Зритель на первой позиции: взламывая техники наблюдателя
Вопросы и размышления о том, как мультимедиа влияют на зрительский опыт, почему зритель в экспозиции — непредсказуемый фактор и что будет, если следовать вопреки кураторскому замыслу.
Выставка или парк развлечений? Как технологии «работают» в Еврейском музее
Что такое музей? Что такое экспонат? Это простые вопросы, на которые сложно ответить. Особенно сейчас, когда такая старая институция как музей довольно сильно меняется. Ответить на эти вопросы, а также рассмотреть, каким образом артефакты прошлого встраиваются в новое музейное пространство можно на примере новой интерактивной зоны «Кухня» в Еврейском музее и Центре Толерантности.
Как классификация и кластеризация могут улучшить поиск в каталоге музейных объектов? На примере творчества Михаила Махаева
Шел пятый час просматривания проспектов, дворцов, каналов и видов городов. С каждым новым изображением на мониторе, гравюры становились все более похожими друг на друга. Казалось, что человеческий глаз просто не приспособлен для этого. Но ведь атрибуцией и анализом старинной графики XVlll века десятилетиями занимаются музейные сотрудники, а распознаванием и обработкой большого количества изображений и текстов – компьютеры. Рассказываем, как мы оказались погружены в цифровое наследие мастера рисунка и гравюры Михаила Махаева, и что из этого получилось.
Три взгляда на визуализации: сделать смысл вещей и явлений (не)видимым
Критика, теория, чувственность, визуальное мышление, превращение в изображения и почти художественное эссе о визуализациях.
Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука?
Наука о чтении выделяет три ключевых шага от начинающего читателя к опытному: взлом орфографического кода, чтение слов и понимание текста.
Цифровые архивы и базы данных по истории ХМАО–Югры для школьных уроков и проектов
В статье представлен обзор основных цифровых баз данных по истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предложены идеи, как их можно использовать учителю для проведения уроков и организации исследовательской деятельности школьников
Вам/нам/там не хватает памяти, чтобы оцифровать этот объект
Несколько вопросов и ответных рассуждений об архивах и архивации, памяти и сохранении, оцифровке культурных объектов и о том, можно ли оцифровать память.
«Крейсер “Россия”» и другие фантазии ChatGPT
Всерьез полагаться на ChatGPT пока не стоит. И вот почему. Доцент школы лингвистики НИУ ВШЭ Борис Орехов разобрался на примерах.
Учить(ся) DH в эпоху GPT
Спросили у GPT про искусственный интеллект и DH, увидели в ответе лишь усреднённый здравый смысл. Публикуем текст-диалог о том, какие сюжеты вокруг DH сейчас кажутся важными и почему усреднённых смыслов недостаточно.
Шахматный дуатлон
Как привлечь искусственный интеллект в качестве арбитра в новой-старой интеллектуальной игре?
Нейросети и коммунистическая революция в интернете
Призрак революции снова бродит вокруг нас — и борьба с ним все так же бесплодна. К 175-летию «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса
Живопись и открытые данные
Маленькая история получения данных о живописных полотнах, хранящихся в музеях на территории РФ.
Дрыц-тыц, помогатор
Слова детской песенки засели где-то глубоко внутри и в нужный момент подвернулись под язык, когда зашла речь о создании краудсорсингового модуля Цифрового гербария МГУ
Эзотерика программирования
Поэзия и программирование. Очень далекие одна от другой области. Но есть ли у них точки пересечения? Они сходятся в чарующей и прекрасной зоне бесполезного.
Правильность в языке: а судьи кто?
Кто решает, что звОнит — это неправильно, а «кофе» мужского рода? И главное, откуда у этого кого-то знание о том, как правильно? Продолжаем разбираться с «нормой» в языке.
Правильность в языке: миф или реальность
Вас поправляют, когда вы говорите неграмотно? Вы читаете словари ударений? Слушаете программу “Говорим правильно”? Тогда мы идем к вам.
Набоковский клип
Как иллюстрации к художественным текстам, созданные искусственным интеллектом, корректируют наше представление о литературе? Выставка нейроиллюстраций в Музее Набокова
Сокровища с барахолки: как мы искали старые открытки в Узбекистане
Команда проекта «Пишу тебе» уже устраивала экспедиции за открытками в музеи Петербурга и Москвы. Но найти послания из прошлого можно не только в учреждениях культуры. Недавно мы оцифровали около 60 открыток на крупнейшем блошином рынке Средней Азии — базаре Янгиабад в Ташкенте. Рассказываем об этой случайной экспедиции.
Как мы оцифровали попугаев в платьях и скелетов-скайдайверов
В конце января редакция «Системного Блока» устроила оцифровочный выезд в Санкт-Петербург. За один субботний вечер в музее мы отсканировали с двух сторон 477 старых почтовых открыток. А еще мы пожили в Доме паломника, выпили пива на Невском, увернулись от сосуль и познакомились с высокоэффективными методами организации революционного террора… Рассказываем о наших приключениях.
Искусственный интеллект: визионеры и инженеры
Вопросы и ответы про искусственный интеллект, как его видят футурологи и что он представляет собой на самом деле.
Эрмитаж и безмонтажное кино
В Эрмитаже периодически снимают кино без склеек. Такие фильмы можно снимать только на цифровые камеры. Но почему именно в Эрмитаже? Поговорим о семиотических причинах этого выбора.
«Не нужно знать, как устроен фильтр, чтобы пить чистую воду»
Что общего между фильтрами для воды в России и зимбабвийским втулочным насосом? Разбор кейса из социологии воды
Как технологии меняют общественное мнение
Сейчас для телефонного опроса обычно берут 65% мобильных и 35% стационарных номеров. С каждым годом доля последних сокращается.
Digital Humanities: где сидит стрекоза?
Однажды у меня взяли интервью, которое до сих пор не было опубликовано. Отчего бы его все-таки не обнародовать? Рассказываю интересующимся про digital humanities.
Сбитые самолеты, русские стихи и другие жестокие вещи
Что общего у национального корпуса русского языка и бомбардировщиков? Как преодолеть системные искажения в больших культурных данных? Заметки о том, как само устройство культуры влияет на сбор данных о ней.
Флёров goes digital
У нас только что вышла статья в Biodiversity Data Journal, которая полностью выполнена на стыке двух передовых областей знания – biodiversity informatics и digital humanities.
Комбинаторика бисера
Как может выглядеть игра в бисер из романа Гессе? Вопрос абсолютно праздный, но иногда именно из таких непрактичных вопросов рождаются интересные технологические разработки. Можно ли исковеркать китайскую поэзию и получить новый эстетический объект?
Как провести урок истории на основе цифрового архива «Прожито»?
Несколько идей, как можно использовать дневники для погружения в атмосферу событий прошлого
Уроки Нейробашкорта
Вот уже больше полугода существует проект «Нейробашкорт», проект лично для меня необычный и в какой-то мере противоестественный. Проект, меня многому научивший, и его уроками я хотел бы сегодня поделиться.